New York: Holt, Rinehart and Winston. 123 страница
Величие и ограниченность учения Фрейда | 265 |
ность прегенитальной сексуальности (орального и анального садизма) как источника деструктивности
генитальной сексуальности — как источника любви. Однако, конечно, принять такое решение Фрейду было трудно в силу причин, рассмотренных выше. Это при вело бы его опасно близко к монистическим взглядам, поскольку и деструктивность, и любовь оказались бы либидозными. Однако Фрейд уже заложил основу для того, чтобы связать деструктивность с прегенитальной сексуальностью, сделав вывод о том, что разруши тельная часть анально-садистского либидо является инстинктом смерти [18], [20]. Если это так, то умест но предположить, что само анальное либидо нахо дится в глубокой связи с инстинктом смерти; на самом деле, представляется оправданным заключение о том, что сущность анального либидо — стремление к раз рушению.
|
|
|
|
Однако Фрейд не приходит к такому заключению, и интересно рассмотреть причины этого.
Первая причина лежит в слишком узкой интер претации анального либидо. Для Фрейда и его после дователей основным аспектом анальности являлась тенденция к контролю и обладанию (помимо друже любного аспекта сдерживания). Но ведь контроль
|
|
обладание — несомненно, тенденции, противопо ложные любви, содействию, освобождению, которые образуют самостоятельный синдром. С другой сторо ны, контроль и обладание не содержат в себе истинной сути деструктивности, стремления к разрушению, вра ждебности к жизни. Несомненно, анальный характер характеризуется глубоким интересом и ощущением родства с фекалиями, будучи частью их общей близо сти ко всему неживому. Фекалии — продукт, в конце концов отвергаемый организмом, который больше не находит им применения. Анальный характер привле кают фекалии, как привлекает его все, что бесполезно
|
|
266 Эрих Фромм
для жизни, — грязь, смерть, гниль. Можно сказать, что стремление к контролю и обладанию — лишь один аспект анального характера, более мягкий и менее злостный, чем ненависть к жизни. Я полагаю, что если бы Фрейд увидел эту прямую связь между фекалиями
и смертью, он мог бы прийти к заключению, что глав ная полярность существует между генитальной и аналь ной ориентациями, двумя хорошо клинически изучен ными состояниями, эквивалентами Эроса и инстинк та смерти. Сделай он это, и Эрос и инстинкт смерти не выглядели бы двумя биологически заданными оди наково сильными тенденциями; Эрос рассматривался бы как биологически оправданная цель развития, в то время как инстинкт смерти основывался бы на нару шении нормального развития и в этом смысле являл ся бы патологическим, хотя и глубоко укорененным стремлением. Если пожелать прибегнуть к биологи ческим спекуляциям, можно соотнести анальность
тем фактом, что ориентация по запаху свойственна всем четвероногим млекопитающим, а прямохождение предполагает изменение ориентации по запаху на зри тельную ориентацию. Изменение функций древних обонятельных отделов мозга соответствовало бы такой же трансформации ориентации. Учитывая это, можно считать, что анальный характер представляет собой регрессивную фазу биологического развития, для ко торой, возможно, существуют даже конституциональ но-генетические основания. Анальность ребенка мо жет рассматриваться как эволюционное повторение биологически более ранней фазы в процессе перехо да к полностью сформированному человеческому функционированию (в терминах Фрейда анальность-деструктивность имела бы консервативную природу инстинкта, т.е. возврат от ориентации на гениталь-ность-любовь-зрение к ориентации на анальность-деструктивность-обоняние).
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!