New York: Holt, Rinehart and Winston. 124 страница
Величие и ограниченность учения Фрейда | 267 |
Связь между инстинктами жизни и смерти по сути была бы той же, как связь между прегенитальным и ге-нитальным либидо во фрейдовской схеме развития. Фиксация либидо на анальном уровне была бы пато логическим феноменом, имеющим, однако, глубокие корни в психосексуальной конституции, в то время как генитальный уровень был бы характеристикой здорового индивида. При таком рассуждении аналь ный уровень обладал бы двумя довольно различаю щимися аспектами: стремлением к контролю и стрем лением к разрушению. Как я старался показать, это было бы различием между садизмом и некрофилией.
|
|
Однако Фрейд таких связей не выявил, а возмож но, и не мог выявить по причинам, которые обсужда лись выше в связи с трудностями в теории Эроса.
Выше я указывал на имманентные противоречия,
|
|
которым оказался принужден Фрейд при переходе от теории либидо к теории Эроса — инстинкта смер ти. В последней содержится конфликт другого рода, на который следует обратить внимание: это конфликт между Фрейдом-теоретиком и Фрейдом-гуманистом. Теоретик приходит к заключению, что человек имеет выбор только между тем, чтобы уничтожить себя (мед ленно, в результате болезни), и тем, чтобы уничтожать других; иначе говоря, между причинением страданий себе или другим. Гуманист восстает против этой тра гической альтернативы, которая сделала бы войну ра циональным решением проблемы человеческого су ществования.
|
|
Нельзя сказать, что Фрейд питал отвращение к тра гическим альтернативам. Напротив, в своей ранней теории он именно трагическую альтернативу и выстро ил: подавление требований инстинктов (особенно пре-генитальных) считалось основой развития цивилиза ции; подавленное инстинктивное влечение «сублими ровалось» по ценным культурным каналам, но все же
|
|
268 Эрих Фромм
за счет полного человеческого счастья. С другой сто роны, подавление вело не только к росту цивилизации, но и к развитию неврозов у многих из тех, у кого про цесс подавления не происходил успешно. Такова и была альтернатива: отсутствие цивилизации соотно силось с полным счастьем, а цивилизация — с невро зами и уменьшением счастья.
Противоречие между инстинктом смерти и Эросом ставит человека перед вполне реальной и поистине трагической альтернативой: реальной, потому что че ловек может предпочесть нападение и войну, агрес сию, выражение враждебности собственной болезни. Что такая альтернатива трагична, едва ли нужно до казывать, по крайней мере с точки зрения Фрейда или любого другого гуманиста.
Фрейд не делает попытки затушевать проблему, смягчив остроту конфликта. В «Новых вводных лек циях» он писал: «А теперь мы видим важность того, что агрессивность может не найти удовлетворения во внешнем мире, столкнувшись с реальными препят ствиями. Если это случится, она, возможно, обратит ся вспять и увеличит самодеструктивность, владыче ствующую внутри. Мы рассмотрим, как это на деле происходит и насколько важен этот процесс» [26; 105].
«Очерках истории психоанализа» Фрейд писал: «Сдерживание агрессивности в целом явление нездо ровое и ведет к болезни» [29; 150]. Как, столь четко выразив свои взгляды, мог Фрейд противиться им пульсу безнадежно смотреть на человеческие дела и не присоединиться к тем, кто рекомендовал войну как лучшее лекарство для человечества?
Действительно, Фрейд предпринял несколько по пыток найти выход из противостояния между теоре тиком и гуманистом. Одна из них заключалась в идее
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!