New York: Holt, Rinehart and Winston. 128 страница
Что более всего опровергает предположение Фрейда, так это тот факт, что первобытный человек был не более, а менее агрессивен, чем человек современный.
Величие и ограниченность учения Фрейда | 275 |
Как бы то ни было, сегодня одним из самых важ ных направлений исследований представляется по пытка установить факты, имеющие отношение к это му вопросу. Имеются ли достаточные свидетельства того, что в процессе цивилизации возникло консти туциональное органическое подавление некоторых инстинктивных влечений? Отличается ли такое по давление от подавления в обычном для Фрейда смыс ле, т.е. ослабляет инстинктивные побуждения, а не удаляет их из сознания или направляет на другие цели? Есть и особый вопрос: сделались ли в ходе истории разрушительные импульсы человека слабее и возник ли ли сдерживающие механизмы, закрепленные гене тически? Ответ на этот вопрос потребовал бы широких исследований, особенно в антропологии, социопси хологии и генетике.
|
|
|
|
Может быть, загадка самообмана Фрейда насчет валидности его концепции инстинкта смерти требует еще одного элемента решения. Каждый внимательный читатель трудов Фрейда должен также понимать, на сколько предположительно и осторожно он формули ровал свои новые теоретические построения, представ ляя их в первый раз. Он не настаивал на их валидно сти и даже иногда оценивал уничижительно. Однако чем больше проходило времени, тем больше гипоте тические конструкты приобретали вид теорий, на ко торых возводились новые построения и теории. Фрейд-теоретик очень хорошо осознавал сомнительную об основанность многих своих построений. Почему же он забыл свои первоначальные сомнения? На этот вопрос трудно ответить; один из возможных ответов можно найти в его роли лидера психоаналитического движения (см. [34]). Те его ученики, кто осмеливался критиковать фундаментальные аспекты его теорий, тем или иным способом выживались. Основной кон тингент последователей Фрейда составляли, так ска-
|
|
|
|
276 Эрих Фромм
зать, пешеходы, которым их теоретическая подготов ка не позволяла в полной мере следовать за Фрейдом
основных теоретических переменах. Они нуждались
догме, в которую верили и на основании которой могли строить свое движение*. Так Фрейд-ученый стал
определенном смысле пленником Фрейда — вождя движения или, иными словами, Фрейд-учитель стал пленником своих верных, но лишенных творческой жилки учеников.
Это подтверждается реакцией большинства фрейдистов на концепцию инстинкта смерти. Они не могли следовать за Фрей дом в размышлениях о новой и глубокой концепции и находили выход в том, что формулировали идеи Фрейда в терминах старой теории инстинктов.
Почему психоанализ превратился из радикальной теории
теорию адаптации?
Хотя Фрейда нельзя счесть «радикалом» даже в ши рочайшем политическом значении этого слова — на самом деле он был типичным либералом с сильными консервативными предпочтениями, — его учение было
неоспоримо радикальным. Радикальными не были его теория сексуальности и метапсихологические рассу ждения, но выдвижение на центральную роль подав ления и придание фундаментального значения бессо знательной стороне нашей психической жизни впол не могут быть названы радикальными. Они были таковыми, потому что разрушали последние твердыни веры человека в собственные всемогущество и всеве дение, веры в то, что сознательная мысль является последним и высочайшим уровнем человеческого опы та. Галилей избавил человечество от иллюзии того, что Земля — центр мира, Дарвин — от иллюзии того, что человек создан Богом, но никто не подвергал со мнению тот факт, что сознательное мышление — по следнее, на что человек может полагаться. Фрейд ли шил человека гордости за собственную рациональ ность. Он докопался до корней — а именно это означает слово «радикал» (от латинского radix — ко-
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!