New York: Holt, Rinehart and Winston. 129 страница
278 Эрих Фромм
рень) — и обнаружил, что значительная часть нашего сознательного мышления лишь маскирует настоящие мысли и чувства и скрывает правду; большая часть сознательного мышления — обман, рационализация мыслей и желаний, которые мы предпочитаем не осо знавать.
Открытие Фрейда было потенциально революци онным, потому что могло открыть людям глаза на ре альную структуру общества, в котором они живут,
|
|
тем самым вызвать желание изменить его в соответ ствии с интересами и стремлениями подавляющего большинства. Однако, хотя мысль Фрейда обладала таким революционным потенциалом, ее широкое при знание не привело к его реализации. Нападки коллег
общественного мнения были направлены главным образом против взглядов Фрейда на сексуальность, потому что они разрушали некоторые табу европей ского среднего класса XIX века; открытие бессозна тельного не имело революционных последствий. На самом деле это неудивительно. Требование, прямое или косвенное, большей толерантности в отношении секса по сути совпадало с другими либеральными уста новками: лучших условий содержания преступников, более свободного воспитания детей и т.д. Пристальное внимание к вопросам секса ослабляло общественную критику и тем самым отчасти выполняло политически реакционную функцию. Если в основе общего небла гополучия лежит неспособность человека разрешить свои сексуальные проблемы, нет нужды в критическом рассмотрении экономических, социальных и полити ческих факторов, стоящих на дороге к полному раз витию индивида. Напротив, политический радикализм можно было рассматривать как признак невроза, по тому что, с точки зрения Фрейда и большинства его последователей, либеральный буржуа являлся образ цом здорового человека. Можно было попытаться объ-
|
|
|
|
|
|
Величие и ограниченность учения Фрейда | 279 |
явить левый или правый радикализм следствием нев ротических процессов, например, Эдипова комплекса,
политические взгляды, отличавшиеся от взглядов либерального среднего класса, заподозрить в «невро-тичности».
Подавляющее большинство психоаналитиков при надлежали к тому же среднему классу городской ин теллигенции, что и основная масса их пациентов. Лишь горстка психоаналитиков придерживалась ра дикальных взглядов; из них наиболее известен был Вильгельм Райх, считавший, что подавление сексу альных побуждений создает контрреволюционный характер, а сексуальная свобода — революционный. Он вьщвинул теорию, согласно которой сексуальная свобода ведет к революционной ориентации. Конечно, как показали дальнейшие события, Райх был совер шенно не прав. Сексуальная либерализация по боль шей части явилась проявлением все возрастающего потребительского отношения к жизни. Если людей стали учить тратить и тратить, в отличие от установки XIX века — копить и копить, если их превратили в «по требителей», оставалось не только разрешить, но и по ощрять и сексуальное потребление.
конце концов, это простейший и самое дешевый из видов потребления. Райх заблуждался, потому что в его время у консерваторов была строгая сексуальная мораль, и из этого он заключил, что сексуальная сво бода поведет к неконсервативным, революционным установкам. Историческое развитие показало, что сек суальная либерализация служит росту потребительско го отношения к жизни и, если уж на то пошло, ослаб ляет политический радикализм. К несчастью, Райх плохо знал и понимал Маркса; его можно было бы назвать «сексуальным анархистом».
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!