New York: Holt, Rinehart and Winston. 131 страница
Некоторые политически наивные люди могут ду мать, что если психоанализ — радикальная теория, он должен быть популярен среди коммунистов и особен но в так называемых социалистических странах. Дей ствительно, в начале революции он пользовался не-
* См. Маркс К. Экономическо-философские рукописи, 1844.
282 Эрих Фромм
которой популярностью (например, сам Троцкий ин тересовался психоанализом и в особенности теорией Адлера), но это было так только до тех пор, пока Со ветский Союз еще сохранял элементы революционной системы. С утверждением сталинизма и превращени ем общества в совершенно консервативное и реакци онное, каким Советский Союз и остается по сей день, популярность психоанализа снизилась до полного ис чезновения. Советская критика утверждает, что это идеалистическое буржуазное учение, игнорирующее экономические и социальные факторы; делаются и другие критические замечания, некоторые из которых не лишены оснований. Однако со стороны советских идеологов это всего лишь притворство. Чего они не выносят в психоанализе, так это не отдельные его не достатки, а главное его достижение — а именно, кри тическое мышление и недоверие к идеологиям.
|
|
|
|
|
|
несчастью, психоанализ в значительной мере утратил свою критическую направленность. Сосредо точив внимание на индивидуальном развитии, и в осо бенности на событиях раннего детства, он отвлекся от социоэкономических факторов.
Психоаналитики в целом следуют традициям бур жуазного мышления. Они приняли философию своего класса и практически стали приверженцами потреб ления. Искаженное учение Фрейда стало сводиться
|
|
тому, что невроз — это следствие сексуальной не удовлетворенности (вызванной подавлением), а пото му условием психического здоровья является полное сексуальное удовлетворение. Потребительское отно шение к жизни победило на всех фронтах!
Формулировки Фрейда имеют еще один, очень серьезный недостаток: двусмысленность термина «ре альность». Фрейд, как и большинство представителей его класса, рассматривал современное ему капитали стическое общество как высочайшую, самую развитую
Величие и ограниченность учения Фрейда | 283 |
форму социальной организации. Это и была «реаль ность», в то время как все прочие общественные струк туры оказывались или примитивными, или утопиче скими. Сегодня лишь политологи и следующие их подсказкам политики верят (или притворяются, что верят) в это. Все большее число людей начинает по нимать, что капиталистическое общество — всего лишь один из бесчисленных вариантов социальной органи зации, которое не более и не менее «реально», чем общественное устройство центральноафриканских племен. Фрейд полагал, что все формы полового акта, не являющиеся строго генитальными (он называл их извращениями), несовместимы с высоко цивилизо ванным образом жизни. Поскольку сексуальная жизнь
буржуазном браке исключала любые «извращения» как покушение на «достоинство» жены, он оказался вынужден прийти к трагическому заключению, что полное счастье и полная цивилизованность исключа ют друг друга.
Фрейд был гениальным творцом конструкций, и, пожалуй, ему позволительно приписать девиз «Кон струкции создают реальность». В этом отношении он обнаруживает близость к двум источникам, с которы ми не был близко знаком: Талмуду и философии Ге геля.
Библиография
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!