New York: Holt, Rinehart and Winston. 44 страница
Ритуальный элемент в ортодоксальном психоана лизе также очевиден. Кушетка с креслом позади нее, четыре или пять сеансов в неделю, молчание анали тика (за исключением тех случаев, когда он дает «ин терпретацию») — все эти факторы превратились из того, что когда-то было полезным средством дости жения цели, в священный ритуал, без которого орто доксальный психоанализ немыслим. Наиболее ярким примером этого служит, пожалуй, кушетка. Фрейд выбрал ее потому, что «не хотел, чтобы на него тара щились по восемь часов в день». Потом добавились другие причины: пациент не должен был видеть ре акции аналитика на то, что он говорит, — а поэтому лучше, чтобы аналитик сидел позади него; пациент чувствовал себя более свободным и расслабленным,
|
|
100 Эрих Фромм
если ему не приходилось смотреть на аналитика; «си туация кушетки», как стало подчеркиваться позднее, искусственно воссоздавала ситуацию раннего детства, которая должна была приводить к лучшему развитию трансфера. Какова бы ни была ценность всех этих ар гументов — лично я полагаю, что она не так уж вели ка, — при любом «нормальном» обсуждении терапев тической техники их можно было бы свободно оспа ривать. В ортодоксальном же психоанализе отказ от использования кушетки рассматривается как свиде тельство отступничества и prima facie* как доказатель ство того, что вы — не «аналитик».
|
|
|
|
Многих пациентов именно этот ритуал и привле кает; они чувствуют себя частью движения, испыты вают ощущение солидарности со всеми теми, кто под вергается анализу, и превосходства над лишенными этой чести. Часто пациентов занимает не излечение,
|
|
волнующее осознание того, что они нашли свой ду ховный дом.
Наконец, картину того, какой квазиполитический характер имеет движение, завершает культ личности Фрейда. Я могу остановиться на этом коротко и со слаться на приводимый Джонсом портрет: Джонс от рицает и страстную жажду общественного признания, и авторитаризм Фрейда, и вообще любую человече скую слабость с его стороны. Другим хорошо извест ным симптомом того же комплекса является привыч ка ортодоксальных фрейдистов начинать, заканчивать и перемежать свои научные тексты замечанием «как уже сказал Фрейд», даже когда содержание работы со вершенно не требует такого частого цитирования.
старался показать, что психоанализ, как и было задумано, развился в квазирелигиозное движение, ос нованное на психологической теории и дополненное
* С первого взгляда. — Примеч. пер.
Миссия Зигмунда Фрейда | 101 |
психотерапией. Это само по себе совершенно законно. Критические замечания, высказанные на этих стра ницах, направлены против тех ошибок и ограничений, которые возникли в процессе развития психоанализа.
первую очередь он пострадал от того самого дефек та, излечить который ставит своей целью: от подав ления. Ни Фрейд, ни его последователи не признава лись ни другим, ни себе в том, что стремились к боль шему, чем научные и терапевтические достижения. Они подавляли свою амбицию завоевать мир благо даря мессианскому идеалу спасения и в результате оказались в ловушке двусмысленностей и нечестности, которые неизбежно следуют за таким подавлением. Вторым недостатком движения был его авторитарный и фанатичный характер, который помешал плодотвор ному развитию теории человека и привел к возник новению бюрократической структуры, унаследовав шей мантию Фрейда без его креативности и без ра дикализма его изначальной концепции.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!