New York: Holt, Rinehart and Winston. 41 страница
Миссия Зигмунда Фрейда | 93 |
Едва ли требуются дальнейшие рассуждения, что бы показать: Фрейд здесь говорит о любви, как чело век его времени говорил бы о собственности или ка питале. Он фактически применяет в точности тот же аргумент, который часто использовался против непра вильно понятого социализма: если все капиталисты разделят свои деньги между бедняками, каждому из них достанется лишь небольшая сумма.
ХЕХ веке и экономист, и средний человек виде ли в представлении о человеке доказательство того, что современный им капитализм лучше всего соот ветствует человеческому существованию, потому что удовлетворяет стремлениям, заложенным в человече ской природе. Так поступают идеологи любого обще ства; они должны так поступать, потому что приятию данного социального порядка чрезвычайно способ ствует вера в то, что этот порядок естествен, а потому необходим и хорош. Что я хочу подчеркнуть, так это то, что Фрейд не выходил за пределы представлений
|
|
|
|
человеке, свойственные современному ему обществу. Он даже придал новый вес общепринятым воззрени ям, показав, что они коренятся в самой природе ли бидо и его действия. В этом отношении Фрейд был психологом XIX столетия, который показал, что пред ставления о человеке, на которых базируется эконо мическая система, даже более правильны, чем могли вообразить экономисты. Его концепция Homo sexuaьs* была углубленной и расширенной версией предложен ной экономистами концепции Homo economicus**. Только в одном отношении Фрейд отклонялся от тра диционной картины: он заявлял, что степень сексу ального подавления, считавшаяся нормальной в его время, чрезмерна и вызывает неврозы. Однако и в этом Фрейд не подвергал сомнению основополагающий
|
|
|
|
Человек сексуальный. — Примеч. пер.
Человек экономический. — Примеч. пер.
94 Эрих Фромм
взгляд на человека; как и все либеральные реформа торы, он лишь пытался облегчить бремя человека в пределах традиционных представлений.
Если теоретические взгляды Фрейда на человече скую природу были теми же, что и взгляды большин ства его современников, то и политическая его позиция не отличалась оригинальностью, в особенности по от ношению к Первой мировой войне, явившейся суро вым испытанием не только для чувств, но и для разу ма и реализма людей того времени. «Немедленный отклик Фрейда на объявление войны, — пишет Джонс
письме Абрахаму от 26 июля 1914 года, — был не ожиданным. Можно было бы предположить, что уче ный-пацифист пятидесяти восьми лет от роду встретит его с ужасом, как это случилось с очень многими. Ре акция Фрейда, напротив, была скорее выражением юношеского энтузиазма, несомненно, отражающим пробуждение воинского пыла его отрочества. Он даже назвал безответственные действия [австрийского ми нистра иностранных дел] Берггольца «освобождением от напряжения благодаря мужественному энергичному деянию» («Das Befreiende der mutigen Tat») и сказал, что впервые за тридцать лет почувствовал себя австрий цем... Он был чрезвычайно увлечен, не мог думать о работе и проводил время в обсуждении событий со своим братом Александром. Как выразился Фрейд, «все мое либидо отдано Австро-Венгрии»» [7; Vol. 2; 171].
Характерно, что Фрейд сравнивал военные события
противостоянием в психоаналитическом движении.
письме Хиршману в августе 1914 года он писал: «Мы выиграли кампанию против швейцарцев, но я не уве рен, что германцы победят в войне и что мы продер жимся до того момента. Мы должны от всей души надеяться на это. Напор германцев как будто гаран тирует их победу; возрождение австрийцев выглядит многообещающе» [7].
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!