New York: Holt, Rinehart and Winston. 42 страница
Миссия Зигмунда Фрейда | 95 |
Для идолопоклонства Джонса, как и для ортодок сального взгляда в целом, характерен камуфляж мо ральной и политической проблемы поддержки войны Фрейдом «интерпретацией», с которой мы здесь стал киваемся: Джонс пишет о «юношеском энтузиазме, несомненно, отражающем пробуждение воинского пыла его отрочества». Джонс, вероятно, был несколь ко удивлен такой реакцией Фрейда, так как добавля ет: «Это настроение, впрочем, длилось не долее пары недель, и Фрейд пришел в себя» [7; Vol. 2; 171]. Од нако дело обстояло иначе, как показывает дальнейший отчет Джонса; во-первых, Фрейд «пришел в себя» только по части энтузиазма в отношении Австрии и по причине, которая тоже не кажется резонной: «Доволь но любопытно, — пишет Джонс, — что переворот
|
|
чувствах Фрейда был вызван отвращением к неком петентности его вновь обнаруженного отечества в кам пании против сербов» [7; Vol. 2; 172]. Однако в том, что касалось Германии, потребовалась не «пара не дель», а несколько лет, чтобы энтузиазм Фрейда угас. Еще в 1918 году он желал победы Германии, хотя это и казалось ему маловероятным (для сравнения: «Не избежна ли война?» [7; Vol. 3; 195]). Только к самому концу войны преодолел Фрейд свои иллюзии. Однако испытания Первой мировой войны и, возможно, его самообман в ее отношении оказали на Фрейда, в от личие от многих других, глубокое очищающее влияние. В начале тридцатых годов XX века в знаменитой пе реписке с Эйнштейном о том, можно ли сделать что-то для предотвращения будущих войн, Фрейд говорит о себе и об Эйнштейне как о пацифистах и не остав ляет никаких сомнений по поводу своего антагонизма
|
|
|
|
|
|
отношении войны. Хотя он видит корни готовности человека к военным действиям в инстинкте смерти, он утверждает, что с ростом цивилизации деструктив ные тенденции все более интернализируются (в фор-
96 Эрих Фромм
ме Суперэго), и выражает надежду на то, что интер-нализация агрессии и ужасы разрушений, к которым приведет еще одна война, в не столь отдаленном бу дущем положат конец всем войнам, — не такая уж утопическая идея [2; Vol. 5; 273—288].
Однако одновременно с этим в своем письме Эйн штейну Фрейд высказывает политические взгляды, гораздо более правые, чем либеральные, взгляды, ко торые он выразил в «Будущем одной иллюзии». Фрейд утверждает, что деление людей на лидеров и зависимых есть аспект их конституционального и неизменного неравенства. Вторым, представляющим подавляющее большинство, нужна власть, которая принимала бы за них решения; толпа следует этим решениям более или менее безусловно. Единственная надежда заключается
том, что элита будет состоять из избранных, способ ных руководствоваться разумом и не боящихся всту пать в битву за истину. Идеал, естественно, представ ляет собой «объединение людей, подчинивших свои инстинкты диктату разума» [2; Vol. 5; 284].
Мы снова узнаем фундаментальную идею Фрейда: доминирование разума над инстинктом, — в смеси с глубоким неверием в способность среднего челове ка определять собственную судьбу. Таков один из тра гических аспектов жизни Фрейда: за год до прихода Гитлера к власти он разочаровывается в возможности демократии и видит единственную надежду в дикта туре элиты, состоящей из мужественных, обрекающих себя на фрустрацию людей. Разве это была не надежда на психоаналитическую элиту, которая сможет направ лять и контролировать пассивные массы?
χ
Выводы и заключение
риведенный выше анализ ставил своей целью по казать, что целью Фрейда было основание движе
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!