New York: Holt, Rinehart and Winston. 45 страница
Однако более важным, чем упомянутые моменты, является содержание идеи. Действительно, великое открытие Фрейда — новое измерение человеческой реальности, бессознательное — является элементом движения, имеющего целью реформирование челове ка. Однако это открытие фатальным образом увязло в болоте. Оно было приложено к небольшой области реальности — либидозным устремлениям человека и их подавлению, — но не к широкой реальности че ловеческого существования и не к социальным и по литическим феноменам. Большинство психоаналити ков, и это верно даже для Фрейда, не менее слепы к реалиям человеческого существования и к бессозна тельным социальным феноменам, чем все прочие представители их класса. В определенном смысле они даже более слепы, потому что верят, будто нашли от вет на все вопросы жизни в формуле либидозного по-
|
|
102 Эрих Фромм
|
|
давления. Однако нельзя видеть определенные аспек ты человеческой реальности и оставаться слепым в от ношении других. Это особенно верно в силу того, что весь феномен подавления есть феномен социальный.
любом обществе индивид подавляет осознание тех чувств и фантазий, которые несовместимы с мысли тельным паттерном общества. Силой, вызывающей такое подавление, является боязнь оказаться в изоля ции, стать изгоем из-за того, что подобные мысли
|
|
чувства никто не станет разделять. (В самой экстре мальной форме боязнь полной изоляции есть страх перед безумием.) Учитывая это, для психоаналитика абсолютно необходимо выйти за пределы мыслитель ных паттернов своего общества, посмотреть на них критически и понять, какие реалии эти паттерны по рождают. Понимание бессознательного данного индиви да предполагает и делает необходимым критический анализ общества, к которому тот принадлежит. Сафакт того, что психоаналитик-фрейдист почти нико гда не отказывается от представлений об обществе либерального среднего класса, составляет одну из при чин узости и в конечном счете стагнации в вопросе, который и составляет суть его задачи: в понимании индивидуального бессознательного. (Кстати, суще ствует странная — хотя и негативная — связь между ортодоксальной фрейдистской и ортодоксальной мар ксистской теориями: фрейдисты видят индивидуаль ное бессознательное и слепы в отношении бессозна тельного социального; ортодоксальные марксисты, напротив, остро чувствуют бессознательные факторы в социальном поведении, но совершенно не замечают индивидуальной мотивации. Это привело к вырожде нию марксистской теории и практики, и обратный феномен вызвал упадок психоаналитической теории
|
|
терапии. Этот результат никого не должен удивлять. Что бы ни было предметом изучения — общество или
Миссия Зигмунда Фрейда | 103 |
индивид, — изучаются всегда человеческие существа,
это означает, что дело касается их бессознательной мотивации; нельзя отделить человека как индивида от человека как члена общества, а если такое случа ется, то кончается непониманием и того, и другого.)
Каков же тогда наш вывод в отношении той роли, которую фрейдистский психоанализ играл в начале XX века?
Во-первых, следует отметить, что вначале — с 1900-х по 1920-е годы — психоанализ был гораздо бо лее радикален, чем впоследствии, когда он приобрел свою огромную популярность. Для представителей среднего класса, воспитанных в викторианских тра дициях, утверждения Фрейда о детской сексуальности,
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!