New York: Holt, Rinehart and Winston. 47 страница
фрустрация потребностей могли быть причиной нев роза, тогда фрустрации следовало избегать любой це ной — и именно к этому призывала реклама. Таким образом, психоанализ обязан своей популярностью тому, что предлагал сексуальную свободу как удовле творение новой страсти к потребительству, вовсе не являясь причиной новой сексуальной морали.
Учитывая то, что целью Движения была помощь человеку в контроле над его иррациональными побу ждениями с помощью разума, такое злоупотребление психоанализом указывает на трагическое крушение надежд Фрейда. Даже хотя свободные нравы двадцатых годов XX века позднее уступили место более консер вативному поведению, развитие сексуальной морали, каким мог его при жизни наблюдать Фрейд, было, безусловно, не тем, в чем он видел желательное влия-
|
|
|
|
Этот факт блестяще показан Олдосом Хаксли в его книге «О дивный новый мир»; того же касается обсуждение в моем «Разумном обществе».
106 Эрих Фромм
ние своего Движения. Однако еще более трагичным оказалось поражение, понесенное в великой битве между 1914 и 1939 годами разумом, божеством XIX сто летия, утверждению которого были посвящены усилия психоаналитиков. Первая мировая война, победа на цизма и сталинизма, начало Второй мировой войны ознаменовали этапы пути отступления разума и здра вого смысла. Фрейд, гордый вождь движения, ставив шего себе целью создание мира разума, стал свидете лем наступления эры все усиливающегося социально го безумия.
|
|
Фрейд был последним великим представителем рационализма, и ему выпала трагическая участь окон чить жизнь, когда рационализм оказался побежден самыми иррациональными силами, какие западный мир знал со времен судов над ведьмами. Однако, хотя только история может вынести окончательный при говор, я полагаю, что трагедия Фрейда носит скорее личный характер, связанный с тем, что окончание его жизни совпало с безумием гитлеризма и сталинизма,
|
|
преддверием холокоста Второй мировой войны, чем
провалом его миссии. Несмотря на то, что его Дви жение выродилось в новую религию для тех, кто искал прибежища в мире, полном тревоги и растерянности, западная мысль оплодотворена открытиями Фрейда и ее будущее немыслимо без их плодов. Я говорю не только о том очевидном факте, что Фрейд заложил новую основу психологической теории своим откры тием бессознательного и его воздействия на сновиде ния, симптомы, черты характера, мифы и религию, показом важности опыта раннего детства для развития характера и многими другими, может быть, менее зна чимыми открытиями, но о его воздействии на запад ную мысль в целом.
Хотя работы Фрейда знаменовали собой кульми нацию рационализма, одновременно он нанес рацио-
Миссия Зигмунда Фрейда | 107 |
нализму смертельный удар. Показав, что источники действий человека лежат в бессознательном, в глуби нах, закрытых для инспектирующего взгляда, и что сознательные мысли контролируют поведение чело века лишь в незначительной мере, Фрейд разрушил представление о том, что интеллект доминирует без ограничений и соперников. В этом отношении, в виде нии сил «нижнего мира», Фрейд был наследником романтизма, направления, которое пыталось проник нуть в сферу нерационального. Таким образом, исто рическая позиция Фрейда может быть описана как объединяющая две противоречащих друг другу силы, определявших мышление XVIII и XIX веков, — ра ционализм и романтизм.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!