New York: Holt, Rinehart and Winston. 51 страница



 

этой книге я хочу подробно представить важ­ нейшие открытия Фрейда. В то же время я постараюсь показать, где и каким образом буржуазное мышление, такое типичное для Фрейда, сужало и иногда даже скрывало его открытия. Поскольку моя критика Фрей­ да обладает собственным развитием, я не смогу избе­ жать отсылок к более ранним утверждениям, которые

 

делал на этот счет.

 

Эрик Фромм


 

1. Ограничения научного знания

 

Причина того, почему каждая новая теория неизбежно неточна

 

опытка понять теоретическую систему Фрейда, как и любого творчески и систематически мыслящего ученого, не может быть успешной без понимания того факта и его причин, почему любая система, по мере того как она развивается и представляется автором, неизбежно содержит ошибки. Это является следстви­ ем не отсутствия изобретательности, творческого под­ хода или самокритичности у автора, а фундаменталь­ ного и неизбежного противоречия: с одной стороны, автор имеет сказать нечто новое, нечто, о чем не ду­ мали и не говорили раньше. Однако, говоря о новиз­ не, ее помещают всего лишь в описательную катего­ рию, не отдавая должного тому, что является сутью творческой мысли. Творческая мысль всегда мысль критическая, поскольку она разрушает определенную иллюзию и приближает к пониманию реальности. Она расширяет пространство человеческого понимания

 

увеличивает силу разума. Критическая и тем самым творческая мысль всегда выполняет функцию осво­ бождения благодаря тому, что отрицает мысль, осно­ ванную на иллюзии.


Величие и ограниченность учения Фрейда 119

 

другой стороны, мыслитель должен выразить свою новую мысль в духе своего времени. Разным об­ ществам свойственны разные виды «здравого смысла», разные категории мышления, разные системы логики; каждое общество имеет собственный «социальный фильтр», сквозь который могут пройти только опре­ деленные идеи, концепции и события; те, которые не обязательно должны оставаться в подсознании, могут стать осознанными, когда фундаментальные измене­ ния социальной структуры приводят к соответствен­ ному изменению «социального фильтра». Мысли, ко­ торые не могут пройти сквозь социальный фильтр определенного общества в определенное время, ока­ зываются «немыслимыми» и, конечно, «непроизно­ симыми». Для среднего человека мыслительные пат­ терны общества, в котором он живет, выглядят просто логическими. Мыслительные паттерны фундаменталь­ но иных обществ рассматриваются как нелогичные или просто бессмысленные. Однако не только «логи­ ка» определяется «социальным фильтром» и в конце концов анализом жизненной практики данного обще­ ства, но также содержание определенных мыслей. Возьмем, например, распространенное представление

 

том, что эксплуатация одного человека другим яв­ ляется «нормальным», естественным и неизбежным явлением. Для члена неолитического общества, в ко­ тором каждый мужчина или женщина жили только собственным трудом, такое положение было бы не­ мыслимым. С точки зрения всей социальной органи­ зации того общества эксплуатация одного человека другим была бы «безумной» идеей, потому что не су­ ществовало еще излишков, которые сделали бы осмыс­ ленным наем других людей (если бы один человек принудил другого на себя работать, это не означало бы, что объем продукции увеличился; в таком случае «наниматель» только вынужденно страдал бы от празд-


120                                                                                Эрих Фромм


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!