New York: Holt, Rinehart and Winston. 54 страница
буржуазной и авторитарно-патриархальной установ ке Фрейда. Общество, в котором женщины были бы действительно равны мужчинам, в котором мужчины не правили бы по причине своего предполагаемого физиологического и психического превосходства, для Фрейда было просто немыслимым. Когда Джон Стю арт Милль, которым Фрейд восхищался, высказывал идею равенства женщин, Фрейд написал в письме: «В этом отношении Милль просто безумен». Слово «безумный» типично для определения немыслимых вещей. Большинство людей называет некоторые идеи безумными, потому что разумность заключена только
|
|
границах традиционного мышления. То, что выходит за эти границы, для среднего человека безумно (дело обстоит иначе, впрочем, если писатель или художник добивается успеха. Разве успех не свидетельствует о ра зумности?) Немыслимость для Фрейда идеи равенства женщин привела его к созданию женской психологии. Мне представляется, что его уверенность в том, что половина человечества биологически, анатомически
|
|
умственно стоит ниже другой половины, является единственным положением его учения, не имеющим ни малейшего оправдания, и представляет собой от ражение его мужского шовинизма.
|
|
Однако буржуазный характер учения Фрейда от ражается совсем не только в его чрезвычайной патри архальности. Существует очень немного мыслителей, радикально выходящих за пределы мышления своего класса. Фрейд к ним не принадлежал. Классовые ис токи взглядов Фрейда видны практически во всех его теоретических построениях. Да и как могло быть ина че — ведь радикальным мыслителем Фрейд не был. Тут не на что было бы жаловаться, если бы не тот факт, что его ортодоксальные (и неортодоксальные) последователи поощрялись в своем некритичном от-
|
|
Величие и ограниченность учения Фрейда | 125 |
ношении к обществу. Такая установка Фрейда также объясняет, почему его создание — которое было кри тической теорией, а именно критикой человеческого сознания, — привело к появлению всего лишь неболь шой кучки радикально мыслящих политиков.
При желании проанализировать наиболее важные концепции Фрейда с точки зрения их классовых ис токов* пришлось бы написать целую книгу. В преде лах данной работы такое, несомненно, сделать невоз можно. Однако приведем три примера.
Целью терапии Фрейда был контроль над ин стинктивными побуждениями путем усиления Эго; инстинктивные побуждения сдерживались Эго и Су-перэго. В этом отношении Фрейд близок к средне вековой теологической системе мышления, хотя
с существенным отличием: в его системе нет места благодати и материнской любви, кроме как при вскармливании ребенка. Ключевое слово — контроль.
Психологическая концепция соответствует обще ственной реальности; точно так же, как социально большинство контролируется правящим меньшин ством, считается, что психика контролируется авто ритетом Эго и Суперэго. Опасность прорыва бессо знательного несет с собой опасность социальной ре волюции. Подавление естьрепрессивный авторитарный метод защиты внутреннего и внешнего status quo. Это ни в коем случае не единственный способ справиться
проблемами социальных изменений. Однако угроза применения силы для подавления «опасности» — единственная возможность для авторитарной системы, главная цель которой — сохранение status quo. С дру гими моделями личностной и социальной структур
Конечно, не все классовые элементы мышления Фрейда неизбежно и исключительно «буржуазного» происхождения. Не которые из них распространены во всех патриархальных обще ствах, основанных на частной собственности.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!