New York: Holt, Rinehart and Winston. 55 страница




126                                                                                Эрих Фромм

 

можно экспериментировать. Окончательный анализ сводится к вопросу: какой отказ от счастья необходим

обществе для правящего меньшинства, чтобы вла­ ствовать над большинством? Ответ лежит в развитии производительных сил общества и, следовательно,

той степени, в которой индивид неизбежно испы­ тывает фрустрацию. Вся структура «Суперэго, Эго, Ид» иерархична, что исключает возможность того, что об­ щество свободных, то есть не эксплуатируемых людей может существовать гармонично без неизбежного кон­ троля зловещими силами.

 

Не нужно и говорить, что гротескное изобра­ жение Фрейдом женщин (см. лекция 33 [26]) как в ос­ нове своей нарциссических, неспособных к любви

сексуально холодных, — мужская пропаганда. Пред­ ставительница среднего класса была, как правило, сексуально холодной. Это задавалось собственниче­ ским характером буржуазного брака. От женщины как от собственности ожидалось, что в браке она будет «безжизненной». Только представительницам высших классов и куртизанкам разрешалось быть сексуально активными (или по крайней мере притворяться тако­ выми). Неудивительно, что в процессе завоевания мужчины испытывали вожделение; чрезмерно высо­ кая оценка «сексуального объекта», согласно Фрейду, существовавшая только для мужчин (еще один недо­ статок женщин!), основывалась, насколько я могу судить, на удовольствии от преследования и, наконец, завоевания. Как только завоевание оказывалось обес­ печенным первым сношением, женщине отводилась функция деторождения и успешного ведения домаш­ него хозяйства; она переходила из разряда объекта преследования в категорию не-личности*. Если бы


 

Все это ясно продемонстрировано собственным браком Фрейда: до свадьбы взволнованные романтические любовные письма, рисующие образ великого любовника, такой типичный


Величие и ограниченность учения Фрейда 127

 

Фрейда было много пациенток из высших слоев французской и английской аристократии, его ригид­ ное представление о холодной женщине могло бы измениться.

 

Возможно, самым важным примером буржуаз­ ных свойств кажущихся универсальными концепций Фрейда является концепция любви. Фрейд говорит

 

ней больше, чем его ортодоксальные последователи. Однако что он понимает под любовью?

 

Очень важно отметить, что Фрейд и его привер­ женцы обычно говорят об «объектной любви» (в про­ тивовес любви нарциссической) и об «объекте любви» (имея в виду того, кого любят). Однако существует ли в действительности такая вещь, как «объект любви»? Не перестает ли возлюбленный быть объектом, то есть чем-то внешним и противостоящим мне? Разве любовь не именно внутренняя активность, объединяющая двух людей, так что они перестают быть объектами (то есть собственностью друг друга)? Взгляд на объект любви как на владение, исключая любую форму личностно-сти (см. [38]) — то же самое, что представление тор­ говца о вложении капитала.

 

Во втором случае вкладывается капитал, в пер­ вом — либидо. Только логично встретить в психоана­ литической литературе определение любви как «вло­ жения либидо» в объект. Нужна банальность деловой культуры, чтобы низвести любовь к Богу, любовь муж­ чины и женщины, любовь к человечеству до уровня вложения; энтузиазм Руми, Экхарта, Шекспира, Швейцера показывает мелочность воображения тех людей, классовое сознание которых рассматривает вложения и прибыль как смысл жизни.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!