New York: Holt, Rinehart and Winston. 59 страница
Живой человек может быть понят только как целое
живое существо, пребывающее в постоянном состоя нии изменений. Поскольку каждый индивид отлича-
134 Эрих Фромм
ется от любого другого, даже возможность обобщений
формулирование законов ограниченны, хотя ученый-наблюдатель всегда будет стараться найти какие-то общие принципы и законы, применимые к множеству индивидов.
Есть и еще одна трудность в научном подходе к по ниманию человека. Данные, которые мы получаем в отношении человека, отличны от данных, получен ных при других научных исследованиях. Нужно пони мать человека в его полной субъективности, чтобы понимать его вообще. Слово «а» не является словом, потому что слово — это то, что оно значит для кон кретного использующего его человека. Словарное зна чение слова — всего лишь абстракция по сравнению с реальным значением, которое слово имеет для про износящего его человека. Это, конечно, несуществен но для терминов, обозначающих физические объекты, но очень важно для слов, описывающих эмоциональ ный или интеллектуальный опыт. Любовное письмо, написанное в начале века, воспринимается нами как сентиментальное, неестественное и в какой-то мере глупое. Любовное письмо нашего современника, ко торый хотел бы высказать те же чувства, для людей, живших пятьдесят лет назад, показалось бы холодным
|
|
|
|
|
|
бесчувственным. Слова «любовь», «вера», «мужество», «ненависть» имеют целиком субъективное значение для каждого индивида, и не было бы преувеличением сказать, что они никогда не имеют одного и того же значения для двух человек, потому что не существует двух одинаковых людей. Они даже могут не иметь того же значения, какое имели десять лет назад, для одно го и того же человека благодаря тем изменениям, ко торые с ним произошли. То же самое верно, конечно,
|
|
для сновидения. Два сновидения, имеющие одина ковое содержание, могут иметь совершенно различное значение для двух различных сновидцев.
Величие и ограниченность учения Фрейда | 135 |
Одной из важных особенностей научного подхода Фрейда было как раз понимание субъективности че ловеческих высказываний. На этом знании основы валась попытка не принимать высказывание на веру, но задавать вопросы о том, что данное конкретное слово в данный конкретный момент в данном кон кретном контексте значит для данного конкретного человека. Такая субъективность на самом деле очень существенно повышает объективность метода Фрей да. Любой психолог, достаточно наивный, чтобы ду мать «слово есть слово есть слово», будет общаться
другим человеком только на очень абстрактном и надуманном уровне. Слово является знаком уни кального опыта.
Научный метод Фрейда
Если мы будем понимать научный метод как метод, основанный на вере в возможности разума, оптималь но свободного от субъективных предубеждений, де тальном наблюдении за фактами, формировании ги потез, пересмотре гипотез при открытии новых фактов
так далее, мы увидим, что Фрейд был настоящим ученым. Он приспособил свой научный метод к не обходимости изучать иррациональное, а не только то, что может быть исследовано с помощью позитивист ской концепции науки, как делало большинство уче ных-социологов. Другим важным аспектом мышления Фрейда является взгляд на свой объект как на систе му или структуру; он предложил один из самых ранних примеров системной теории. С его точки зрения ни один единичный элемент личности не мог быть понят без понимания целого, и ни один единичный элемент не мог измениться без изменений, пусть даже незна чительных, в других элементах системы. В отличие от
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 51; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!