New York: Holt, Rinehart and Winston. 63 страница
142 Эрих Фромм
своего пола, это рассматривается как аргумент, гово рящий о том, что полное отсутствие гомосексуально го интереса является доказательством подавленной неосознанной гомосексуальности, а если мужчина восхищается цветом галстука другого мужчины, то это несомненное доказательство его подавленной гомо сексуальности. Беда, конечно, заключается в том, что при использовании такого метода отсутствие гомосек суальности никогда не может быть доказано, и анализ
|
|
поисках неосознанной гомосексуальности, никаких свидетельств которой нет, за исключением базовой исходной идеи о том, что каждое явление может быть противоположностью своему явному значению, не редко продолжается годами. Такая привычка приво дила к печальным результатам, поскольку допускала значительную степень произвольности при интерпре тации, что часто ведет к совершенно ошибочным за ключениям. Просматривается явная параллель между вульгарным фрейдизмом и вульгарным марксизмом, культивировавшимся советской теоретической мыс лью. Маркс, как и Фрейд, показывает, что нечто мо жет означать полную свою противоположность, но и для Маркса это оставалось тем, что требуется дока зать. Вульгарному марксизму, однако, такое положе ние служило для утверждения: если какое-то явление не является тем, чем провозглашено, то имеет место нечто обратное; таким образом оказывается легко ма нипулировать мыслью в собственных догматических целях.
|
|
|
|
Величие и ограниченность открытий Фрейда
|
|
Цели приводимого ниже обсуждения — показать:
каковы величайшие открытия Фрейда;
как философские и личные предпосылки вынудили Фрей да сузить и исказить свои открытия;
насколько значимость открытий Фрейда увеличится, если мы освободим формулировки Фрейда от этих искажений; что такое освобождение эквивалентно различению того, что в теории Фрейда важно и имеет непреходящее значение, от того, что было ограничено временем и социальными усло
виями.
Такое обсуждение не означает ревизии теории Фрейда или неофрейдизма. Скорее имеет место раз витие сути учения Фрейда с помощью критической интерпретации его философской основы, замены бур жуазного материализма на исторический подход.
Открытие бессознательного
Несомненно, Фрейд был не первым, кто открыл наличие мыслей и побуждений, которые мы не осо знаем, — то есть тех, которые являются бессознатель-
144 Эрих Фромм
ными и живут своей скрытой жизнью в нашей пси хике. Однако Фрейд был первым, кто сделал это от крытие центром своей психологической системы и
подробностях и с поразительными результатами ис следовал феномен бессознательного. В первую очередь Фрейд обратил внимание на несоответствие между мышлением и бытием. Мы думаем одно — например, что наше поведение мотивировано любовью, предан ностью, чувством долга и т.д., — и не осознаем, что вместо этого нами движет желание власти, мазохизм, зависимость. Открытие Фрейда заключалось в следую щем: то, что мы думаем, не обязательно совпадает с тем, чем мы являемся: то, что человек думает о себе, может быть (и обычно является) совершенно отлич ным или даже полностью противоречащим тому, чем он в действительности является; большинство из нас живет в мире самообмана, и мы принимаем свои мыс ли за отражение реальности. Историческая значимость фрейдовской концепции бессознательного заключа ется в развенчании давней традиции считать, что мыш ление и бытие идентичны, а в более строгих терминах философского идеализма — что только мысль (идея, слово) реальны, в то время как феноменологический мир реальностью не обладает*. Фрейд, отводивший значительному числу осознанных мыслей роль рацио нализации побуждений, тем самым наносил удар по рационализму, выдающимся представителем которо го был сам. Своим открытием разрыва между мыш-
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!