New York: Holt, Rinehart and Winston. 64 страница
Хочу, между прочим, сказать, что, по-видимому, существу ет много свидетельств того, что вера в превосходство идеи и мыс ли над материальной реальностью явилась результатом победы патриархальной системы над матриархальной. Поскольку муж чины неспособны к естественному воспроизводству, т.е. к ро ждению потомства, как на это способны женщины, они настаи вают на том, что тоже способны порождать — разумом, а не чревом. См. мою интерпретацию мифа о творении в «Забытом языке» [32].
|
|
Величие и ограниченность учения Фрейда | 145 |
лением и бытием Фрейд не только подрывал западную традицию идеализма в его философской и популярной формах, он также сделал далеко ведущее открытие
области этики. До Фрейда искренность можно было определить как высказывание того, что человек дума ет. После Фрейда такое определение уже не было до статочным. Различие между тем, что я говорю и что думаю, приобрело новое измерение, а именно, мое неосознаваемое убеждение или мое неосознаваемое побуждение. Если в дофрейдовское время человек считал, что наказал своего ребенка, потому что это помогает его развитию, он был бы совершенно ис кренен, если бы действительно так думал. После Фрейда главным вопросом стал такой: не является ли его убеждение просто рационализацией его садистских устремлений, то есть не получает ли он удовольствия, поря ребенка, и только как предлог использует идею
|
|
|
|
том, что порка идет ребенку на пользу. Действи тельно, можно с этической точки зрения предпочитать человека, которому хватает честности признать свой настоящий мотив; такой человек не только был бы более честным, он был бы менее опасным. В истории не существует такой жестокости или порока, которые не получили бы рационализации, как мотивирован ные добрыми намерениями. Со времен Фрейда фра за: «Я хотел как лучше» — больше не может служить оправданием. Добрые намерения — одна из лучших рационализации для дурных поступков, и нет ничего легче, чем убедить себя в валидности такой рациона лизации.
|
|
Есть еще и третий результат открытия Фрейда.
такой культуре, как наша, где слова играют огром ную роль, вес, который им придается, часто приводит
пренебрежению реальностью, если не искажению события. Если кто-то говорит «я тебя люблю» или «я люблю Бога» или «я люблю свою страну», он произ-
146 Эрих Фромм
носит слова, которые, несмотря на то, что он пол ностью убежден в их истинности, могут быть совер шенной неправдой и всего лишь рационализацией стремления этого человека к власти, успеху, славе, богатству или выражением его зависимости от соб ственной группы. В этом может не быть — и обычно
не бывает — никакого элемента любви. Открытие Фрейда еще не нашло такого общего признания, что бы люди инстинктивно относились критически к уве рениям в добрых намерениях или рассказам о при мерном поведении; тем не менее то, что теория Фрей да носит критический характер, как носила и теория Маркса, — это факт. Фрейд не принимал высказы вания на веру; он смотрел на них скептически, даже если не сомневался в сознательной искренности го ворящего. Однако сознательная искренность значит довольно мало в целостной структуре личности че ловека.
Великое открытие Фрейда с его фундаментальны ми философскими и культурными последствиями за ключается в том, что между мышлением и бытием существует конфликт. Однако Фрейд ограничил важ ность своего открытия, предположив: главное, что подавляется, — это детские сексуальные побуждения
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы! |
![](/my/edugr4.jpg)
Мы поможем в написании ваших работ!