New York: Holt, Rinehart and Winston. 66 страница
Величие и ограниченность учения Фрейда | 149 |
Легко понять, что Фрейд имел в виду под Эдипо вым комплексом: у маленького мальчика, сексуальные побуждения которого просыпаются в раннем возрасте,
четыре-пять лет, развивается интенсивная сексуаль ная привязанность и желание в отношении матери. Мальчик желает ее, и отец становится соперником. У сына возникает ненависть к отцу и желание ока заться на его месте, в конце концов убить его. Считая отца соперником, мальчик боится, что отец-соперник его кастрирует. Фрейд назвал эту совокупность Эди повым комплексом из-за греческого мифа: Эдип же нился на своей матери, не подозревая, что любимая женщина — его мать. Когда об инцесте стало извест но, Эдип ослепил себя (символ самокастрации) и по кинул свой дом и родных в сопровождении одной только своей дочери Антигоны.
|
|
|
|
Великое открытие Фрейда заключается в показе силы привязанности маленького мальчика к матери или замещающему ее лицу. Степень этой привязан ности — желания быть любимым матерью и пользо ваться ее заботой, не лишиться ее защиты, и для мно гих мужчин — не расстаться с матерью, а видеть ее
женщине, которая, будучи его ровесницей, симво лизирует для него мать, — нельзя переоценить. По добная же привязанность существует и для девочек, однако она, по-видимому, имеет несколько иной ис ход, который не был разъяснен Фрейдом и который
|
|
в самом деле очень трудно понять.
Привязанность мужчины к своей матери, впрочем, понять нетрудно. Она — его мир еще во время вну триутробной жизни. Он полностью является ее частью, питаемой и защищаемой ею, и даже после родов си туация фундаментально не меняется. Без помощи ма тери ребенок умер бы, без ее любви стал бы психиче ски неполноценным. Мать — та, кто дарит жизнь и от кого жизнь ребенка зависит. Она также может лишить
|
|
150 Эрих Фромм
жизни, отказавшись выполнять свои материнские функции. Символом этих противоречивых качеств ма тери является индуистская богиня Кали — создатель ница и разрушительница жизни. Роль отца в первые годы жизни почти столь же незначительна, как и его дополнительная функция зачатия ребенка. Хотя со единение мужского сперматозоида с женской яйце клеткой — научный факт, житейским фактом являет ся то, что мужчина практически не играет никакой роли в появлении ребенка на свет и в заботе о нем.
психологической точки зрения присутствие мужчи ны совсем не является необходимым и вполне может быть заменено искусственным оплодотворением. Мужчина может начать снова играть важную роль, когда ребенок достигает возраста четырех-пяти лет, будучи тем, кто учит, кто подает пример, кто отвеча ет за умственное и моральное воспитание. К несча стью, мужчина часто оказывается примером эксплуа тации, иррациональности и неэтичности. Он обычно стремится вылепить сына по своему образу и подобию, чтобы тот стал ему полезен в работе и сделался на следником его собственности, а также восполнил его собственные слабости, достигнув того, чего не смог достичь отец.
Привязанность и зависимость от матери или вы полняющего ее функции лица оказываются большим, чем привязанность к личности. Это — страстное же лание вернуться к ситуации, когда ребенок пользо вался любовью и защитой матери и еще не нес ника кой ответственности. Однако не только ребенок ис пытывает такое желание. Если мы говорим, что ребенок беспомощен и поэтому нуждается в матери, мы не должны забывать, что каждый человек беспо мощен по отношению к миру как к целому. Несо мненно, он может защищаться и в определенной мере заботиться о себе, однако учитывая опасности, неуве-
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!