New York: Holt, Rinehart and Winston. 70 страница



 

затем убил отца, опять же не зная, что это — его отец. Однако нет никаких указаний на то, что Эдип был увлечен или полюбил Иокасту. Единственная при­ чина брака Эдипа и Иокасты, которая нам сообщает-


Величие и ограниченность учения Фрейда 157

 

ся, заключается в том, что вдова-царица является как бы приложением к трону. Можно ли поверить в ис­ торию, где главной темой служат кровосмесительные отношения между матерью и сыном, но совершенно не упоминается возникшее между ними влечение? Этому вопросу тем больший вес придает тот факт, вы­ яснившийся относительно недавно, что по более ран­ ней версии — Николая Дамасского — оракул лишь однажды предрекает женитьбу Эдипа на собственной матери (см. [43]).

 

Основываясь на этом, мы можем сформулировать гипотезу: миф может быть понят не как символ кро­ восмесительной любви между матерью и сыном, а как символ восстания сына против авторитета отца в па­ триархальной семье, а брак Эдипа и Иокасты являет­ ся всего лишь вторичным элементом, лишь символом победы сына, который занимает место отца со всеми его привилегиями.

 

Если думать только об «Эдипе царе», то эта гипо­ теза остается в лучшем случае гипотезой, но ее валид-ность может быть доказана при рассмотрении всего мифа об Эдипе, особенно в той форме, которая пред­ ставлена в других частях трилогии Софокла — «Эдип

 

Колоне» и «Антигона»*. Такое рассмотрение ведет

совсем иному пониманию материала, в центре ко­ торого оказывается борьба между патриархальной и матриархальной культурами.

«Эдипе в Колоне» Эдипа, изгнанного Креонтом, сопровождают дочери Антигона и Йемена, в то время

 

Хотя верно, что трилогия была написана не в таком поряд­ ке и хотя некоторые ученые могут быть правы, считая, что Софокл не планировал эти три трагедии как трилогию, их тем не менее нужно рассматривать как целое. Нелогично предполагать, что Софокл описал судьбу Эдипа и его детей, не учитывая внутрен­ ней связности целого (все цитаты взяты из издания: Софокл. Трагедии. М., 1958. Пер. СВ. Травинского. — Курсив Э.Ф.).


158                                                                               Эрих Фромм

 

как сыновья Этеокл и Полиник отказываются помо­ гать слепому отцу, за трон которого они вступают

 

борьбу между собой. Выигрывает Этеокл, но По­ линик отказывается признать его победу и пытается завоевать город с посторонней помощью, чтобы ото­ брать власть у брата.

 

Таким образом, мы видим, что одна тема трило­ гии — ненависть между отцом и сыном в патриархаль­ ном обществе, но если рассматривать трилогию в це­ лом, то обнаруживается, что Софокл говорит о кон­ фликте между патриархальным и более ранним матриархальным мирами. В патриархальном мире сы­ новья борются с отцами и между собой, а победителем оказывается Креонт, прототип фашистского правите­ ля. Эдипа, однако, сопровождают не сыновья, а до­ чери. Именно на них он полагается, в то время как его отношения с сыновьями характеризует взаимная ненависть. Исторически существовавший в Греции оригинальный миф об Эдипе, на основании которого Софокл создал свою трилогию, дает нам важный ключ. В нем фигура Эдипа всегда связана с культом хтони-ческих богинь, представительниц религии матриарха­ та. Почти во всех версиях мифа, начиная с того мо­ мента, когда Эдип появляется как ребенок, и до со­ бытий, связанных с его смертью, могут быть найдены следы этой связи (см. [45; 192]). Так, например, Эте-он, единственный беотийский город, в котором суще­ ствовал храм Эдипа и где сам миф, возможно, и за­ родился, имел также храм Деметры (см. [43; Iff]). В Колоне (недалеко от Афин), где Эдип нашел по­ следнее пристанище, существовали храмы Деметры и Эриний, возникшие, возможно, раньше мифа об Эдипе [43; 21]. Как мы увидим, Софокл в «Эдипе в Ко­ лоне» подчеркивал связь между Эдипом и хтониче-скими богинями.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!