New York: Holt, Rinehart and Winston. 53 страница




122                                                                                 Эрих Фромм

 

 

онного мышления. В процессе критического отвер­ жения предыдущих теорий мы обнаруживаем прибли­ жение к истине, но не саму истину; мы и не можем

найти, пока социальные противоречия и силы не потребуют идеологического удовлетворения, пока рас­ суждения человека затемнены иррациональными стра­ стями, укорененными в дисгармонии и иррациональ­ ности общественной жизни. Только в обществе, где нет эксплуатации и, следовательно, нет нужды в ир­ рациональных предположениях, направленных на со­ крытие или оправдание эксплуатации, в обществе, где базовые противоречия разрешены и где социальная реальность может быть выявлена без искажений, че­ ловек может полностью пользоваться рассудком, мо­ жет понять реальность в неискаженной форме — дру­ гими словами, понять истину. Иначе говоря, истина зависит от исторических условий, от степени рацио­ нальности и от отсутствия противоречий внутри об­ щества.

 

Человек способен осознать истину, только когда он способен регулировать свою социальную жизнь гу­ манным, достойным и рациональным образом, без страха и без алчности. Говоря политико-религиозным языком, только в мессианское время истина может быть познана в той мере, в какой она познаваема.

 

 

Корни ошибок Фрейда

 

Приложение этого принципа к мышлению Фрей­ да означает, что для понимания Фрейда нужно попы­ таться выявить, какие из его открытий действительно новы и креативны и в какой степени он был вынужден выражать их в искаженном виде и как, освободив его идеи от этих шор, можно сделать его открытия еще более продуктивными.


Величие и ограниченность учения Фрейда 123

 

Обращаясь к тому, что вообще говорилось об уче­ нии Фрейда, задаешься вопросом: что было действи­ тельно немыслимо для Фрейда и тем самым оказалось препятствием, дальше которого он не смог пойти?

 

Пытаясь ответить на этот вопрос, я вижу всего две системы:

 

Теорию буржуазного материализма, в особенности

 

той форме, в которой она получила развитие в Гер­ мании в трудах Фогта, Молешотта и Бюхнера. В кни­ ге «Сила и материя» (1855) Бюхнер утверждал: нет силы без материи и нет материи без силы; эта догма была общепринятой во времена Фрейда. Догма бур­ жуазного материализма в выражении Фрейда была той же, какой придерживались его учителя, в особенности самый значительный из них, фон Брюкке. Фрейд оста­ вался под сильным влиянием учения фон Брюкке

 

буржуазного материализма в целом и поэтому не мог себе представить, что возможно существование могучих физических сил, специфические физиологи­ ческие корни которых не могут быть продемонстри­ рованы.

Истинная цель Фрейда заключалась в понимании человеческих страстей, которыми раньше занимались философы, драматурги и романисты — но не психо­ логи и невропатологи.

 

Как же Фрейд разрешил эту проблему? Во време­ на, когда относительно немного было известно о гор­ мональных влияниях на психику, существовал один феномен, применительно к которому связь между фи­ зиологией и психикой была хорошо известна: сексу­ альность. Если рассматривать сексуальность как ко­ рень всех побуждений, то требования теории были удовлетворены, физиологические источники психи­ ческих сил обнаружены. Позже Юнг отказался от этой концепции и тем самым, на мой взгляд, сделал дей­ ствительно ценный вклад в учение Фрейда.


124                                                                                Эрих Фромм

 

Второй комплекс немыслимых вещей заключался


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!