New York: Holt, Rinehart and Winston. 48 страница



 

Однако, чтобы в полной мере оценить историче­ скую функцию Фрейда, мы должны сделать еще один шаг. Общий подход Фрейда к человеку был частью —

 

возможно, и кульминацией — самой важной тен­ денции в западной мысли после XVII века, попытки прийти в соприкосновение с реальностью, избавить человека от иллюзий, которые затуманивают и иска­ жают действительность. Основу этому заложил Спи­ ноза своей новой психологической концепцией, со­ гласно которой ум человека является частью природы

 

функционирует в соответствии с ее законами. Есте­ ственные науки, вооруженные новыми открытиями, касающимися природы материи, шли к той же цели своим путем. Кант, Ницше, Маркс, Дарвин, Кьерке-гор, Бергсон, Джойс, Пикассо — эти люди характе­ ризовались тем же стремлением к неискаженному

 

непосредственному восприятию действительности. Как бы ни отличались они друг от друга, они стали олицетворением яркого взрыва стремления западного человека к избавлению от ложных богов, от иллюзий

 

к восприятию себя и мира как части действитель­ ности. Такова цель науки в интеллектуальном плане,


108                                                                                 Эрих Фромм

 

 

так же как — в плане опыта — цель самых чистых

 

рациональных форм монотеистического и в особен­ ности восточного не-теистического мистицизма.

 

Открытия Фрейда — неотъемлемая часть освобо­ дительного движения. Даже несмотря на то, что они были трансформированы в новые рационализации испуганным поколением, утратившим страстное же­ лание соприкоснуться с реальностью, которое напол­ няло Фрейда, будущее развитие человечества, если ему удастся пережить темный период иррациональности

 

безумия, связано с новыми прозрениями, в которые Фрейд внес свой вклад.

Завершая эту книгу, посвященную личности Фрей­ да и его миссии, мы можем оглянуться на его вели­ чавую фигуру, забыть легенды, обожествление и вра­ ждебность, которые искажали его образ, и увидеть в нем человека, каким он и был.

 

Мы увидим в нем личность, обладающую страстной жаждой истины, безграничной верой в разум и готовую с несгибаемым мужеством эту веру отстаивать. Мы увидим человека, остро нуждающегося в материнской любви, восхищении и защите, полного уверенности в себе, когда они ему обеспечены, угнетенного и ли­ шенного надежды в их отсутствие. Эта уязвимость, как эмоциональная, так и материальная, заставляла его стремиться к контролю над теми, кто от него за­ висел, чтобы он мог на них положиться.

 

Незащищенность может также быть фактором, на­ правлявшим его энергию на достижение признания со стороны внешнего мира. Фрейд верит, что ему все равно, он считает себя выше этой жажды уважения,

 

все же потребность в почете и славе, горечь, когда надежды на них не оправдываются, остаются его силь­ нейшими переживаниями.

 

Его метод нападения решителен. Его оборона пред­ ставляет собой обходной маневр, быстрый и находчи-


Миссия Зигмунда Фрейда 109

 

вый. Фрейд смотрит на жизнь как на интеллектуаль­ ную загадку и твердо намерен победить в этой игре благодаря своему могучему разуму. В тех идеях, с ко­ торыми он работает, он ищет более глубокие значение

смысл. Его внутренняя борьба с амбициями и по­ нимание истинных ценностей, часто вступающие в конфликт, вызывают мучительные душевные пере­ живания. И еще часто возникает меланхолическое ощущение того, что цена достижений не соответству­ ет их ценности.

Фрейд обладал способностью с энтузиазмом тра­ тить всю свою энергию и ненасытным стремлением к экспериментированию в различных областях и во взаимоотношениях. Он часто настаивал на мелочах


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!