New York: Holt, Rinehart and Winston. 46 страница
патологическом эффекте сексуального подавления
т.д. были вопиющим нарушением табу, и для пре одоления табу требовались мужество и независимость. Однако тридцатью годами позже на волне сексуальной распущенности и широкого отказа от викторианских стандартов те же самые теории уже не выглядели шо кирующими и вызывающими. Таким образом, психо аналитическая теория стала популярной в тех слоях общества, которые отрицательно относились к настоя щему радикализму, т.е. к стремлению «докопаться до корней», и все же жаждали критики и отказа от кон сервативных нравов XIX столетия. В этих кругах — среди либералов — психоанализ выражал желанный средний курс между гуманистическим радикализмом
|
|
викторианским консерватизмом. Психоанализ за менил удовлетворение глубокого человеческого стрем ления найти смысл жизни, соприкоснуться с реаль ностью, избавиться от искажений и проекций, создаю щих преграду между действительностью и человеком. Психоанализ стал суррогатом религии для горожан — представителей среднего и верхнего среднего классов, которые не хотели предпринимать радикальных и бо-
|
|
104 Эрих Фромм
|
|
лее всеобъемлющих действий. В Движении они нашли все — догму, ритуал, вождя, иерархию, ощущение вла дения истиной, превосходства над непосвященны ми, — однако без лишних усилий, без более глубоко го понимания проблем человеческого существования, без понимания и критики собственного общества и его уродующего воздействия на человека, без необходи мости менять свой характер в действительно важных вещах: избавлении от алчности, злобы и глупости. Все, от чего нужно было избавиться, — это определенные либидозные фиксации и их перенос, что иногда бы вало важным, но недостаточным для достижения того характерологического изменения, которое необходимо для полного соприкосновения с реальностью. Из пе редовой и смелой идеи психоанализ превратился в безопасное кредо для тех испуганных одиноких пред ставителей среднего класса, которые не находили прибежища в более традиционных религиозных и об щественных движениях своего времени. Упадок ли берализма выразился в упадке психоанализа.
|
|
Часто говорится о том, что изменения в сексуаль ных нравах, произошедшие после Первой мировой войны, сами по себе были следствием растущей по пулярности доктрин психоанализа. Думаю, что такой вывод совершенно неверен. Нет необходимости на поминать о том, что Фрейд никогда не был глашата ем сексуальной распущенности. Напротив, он был, как я старался показать, человеком, чей идеал заклю чался в контроле над страстями со стороны разума
кто в собственном отношении к сексу оставался ве рен викторианским традициям. Фрейд был либераль ным реформатором, поскольку критиковал виктори анскую сексуальную мораль за ее чрезмерную су ровость, иногда вызывающую неврозы, однако это совершенно отличается от сексуальной свободы, ко торую принесли с собой двадцатые годы XX века. Это
Миссия Зигмунда Фрейда | 105 |
новое сексуальное поведение имело много корней, однако самый главный из них лежит в характере со временного ему капитализма, в стремлении к всевоз растающему потреблению. Если средний класс в XIX веке руководствовался принципом накопления, то в XX столетии он подчиняется правилу немедлен ного потребления, без большей отсрочки удовлетво рения любого желания, чем это абсолютно необходи мо*. Такое отношение касается не только потребления товаров, но и удовлетворения сексуальных побужде ний. В обществе, построенном на основе максималь ного и немедленного удовлетворения всех потребно стей, не может быть большой разницы между разны ми объектами желаний. Психоаналитические теории не были причиной такого развития; они предлагали удобную рационализацию подобной тенденции в том, что касалось сексуальных влечений. Если подавление
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 37; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!