New York: Holt, Rinehart and Winston. 50 страница




 

 

Библиография

 

Freud S. Civilization and Its Discontents. L.: The Hogarth Press, 1953.

Freud S. Collected Works. L.: Hogarth Press, 1952.

Freud S. New Introductory Lectures on Psychoanalysis.

N.Y.: W.W. Norton & Co., 1933.

Freud S. The Interpretation of Dreams. N.Y.: Basic Books, 1955.

Freud S. The Origins of Psychoanalysis, letters to Wilhelm Fliess. N.Y.: Basic Books, 1954.

Freud S. The Origins of Psychoanalysis. N.Y.: Basic Books, 1954.

Jones E. The Life and Work of Sigmund Freud. N.Y.: Basic Books, 1957.

Puner H. W. Freud, His Life and His Mind. N.Y.: Grosset and Dunlap, 1943.

Sachs H. Freud, Master and Friend. Cambridge: Harvard University Press, 1946.

Simon E. Sigmund Freud, the Jew / / Yearbook II of the publications of the Leo Baeck Institute. L., 1957.

Worthis J. Fragment of an Analysis with Freud. N.Y.: Simon and Schuster, 1954.


 

 

Величие и ограниченность учения Фрейда


 

 

Предисловие

 

тобы полностью оценить значение психоаналити­ ческих открытий Фрейда, нужно начать с понима­

 

ния принципа, на котором они основаны, и этот прин­ цип нельзя выразить более адекватно, чем словами Евангелия: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Евангелие от Иоанна, 8:32). Действи­ тельно, идея о том, что истина спасает и исцеляет, представляет собой старинное прозрение, и хотя никто из великих учителей жизни не сформулировал его с та­ кой ясностью и категоричностью, как Будда, однако эта мысль является общей для иудаизма, христианства, Сократа, Спинозы, Гегеля и Маркса.

 

Согласно буддистскому учению, иллюзия (неведе­ ние) является, вместе с ненавистью и алчностью, од­ ним из зол, от которых человек должен избавиться, если не хочет остаться в состоянии страстного жела­ ния, неизбежно ведущего к страданию. Буддизм не отвергает мирских радостей и удовольствий — при условии, что они не проистекают из страстного жела­ ния и алчности. Жадный человек не может быть сво­ бодным и не может быть счастлив. Он — раб вещей, которые им управляют. Процесс пробуждения от ил­ люзий — условие свободы и освобождения от страда­ ний, которые неизбежно порождает алчность. Отказ


116                                                                               Эрих Фромм

 

от иллюзий (Ent-tдuschung) создает условия для веде­ ния жизни, которая более всего благоприятна для пол­ ного развития человека, или, по словам Спинозы, образца человеческой природы. Менее основопола­ гающими и радикальными, поскольку они оскверне­ ны идеей бога-идола, являются концепции истины

необходимости в разочаровании в христианской

иудейской традициях. Однако когда эти религии пошли на компромисс с властью, они неизбежно пре­ дали истину. В учениях протестантских сект истина снова заняла выдающееся положение, потому что главную свою задачу они видели в раскрытии проти­ воречий между христианским учением и христианской практикой.

 

Идеи Спинозы во многом напоминают учение Буд­ ды. Человек, который подчиняется иррациональным порывам («пассивным аффектам») неизбежно имеет неадекватные идеи о себе и мире — другими словами, живет иллюзиями. Тот, кто руководствуется разумом, перестает поддаваться соблазну чувств и следует двум «активным аффектам»: рассудку и смелости. Маркс следует традиции тех, для кого истина — условие спа­ сения. Вся его работа в первую очередь посвящена не тому, чтобы показать, как выглядело бы хорошее об­ щество, но беспощадной критике иллюзий, которые не дают человеку построить хорошее общество. По словам Маркса, нужно разрушить иллюзии, чтобы из­ менить обстоятельства, требующие существования ил­ люзий.

 

Фрейд не смог сформулировать то же положение как подходящий эпиграф для терапии, основанной на психоаналитической теории. Он необычайно расши­ рил концепцию истины. Для него истина имела от­ ношение не только к тому, во что человек верит или что думает осознанно, но и к тому, что он подавляет из-за нежелания думать об этом.


Величие и ограниченность учения Фрейда 117

 

Величие открытия Фрейда состоит в том, что он предложил метод нахождения истины за пределами того, что человек считает истиной, и сделать это он смог, открыв эффекты подавления и, соответственно, рационализации. Фрейд эмпирически продемонстри­ ровал, что путь к исцелению лежит в прозрении соб­ ственной ментальной структуры и тем самым «депо-давлении». Такое приложение принципа, согласно которому истина освобождает и исцеляет, возможно, является величайшим достижением Фрейда, даже не­ смотря на то, что оно подверглось многочисленным искажениям и часто создавало новые иллюзии.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!