New York: Holt, Rinehart and Winston. 43 страница
ния за этическое освобождение человека, новой свет ской научной религии для элиты, которая должна была направлять человечество.
Однако собственные мессианские импульсы Фрей да не смогли бы преобразовать психоанализ в такое движение, если бы это не соответствовало потребно стям его последователей и в конце концов широкой публики, с энтузиазмом принявшей новое учение.
Кто же были эти первые преданные ученики, об ладатели шести колец? Они были городскими интел лектуалами, испытывавшими жажду обрести предан ность идеалу, вождю, движению, однако не имею щими каких-либо религиозных, политических или философских убеждений; среди них не было ни со циалистов, ни сионистов, ни католиков, ни ортодок сальных иудеев (хотя у Эйтингона могли иметься уме ренные сионистские симпатии). Их религией было Движение. Все расширявшийся круг аналитиков вы шел из той же среды; огромное большинство были
|
|
|
|
остаются интеллектуалами — представителями сред него класса, без религиозных, политических или фи лософских интересов и принадлежности. Огромная
98 Эрих Фромм
популярность психоанализа с начала тридцатых годов
|
|
столетия на Западе, особенно в Соединенных Шта тах, опиралась, несомненно, на тот же социальный базис. Существовал средний класс, для которого жизнь потеряла смысл. Его представители не имели полити ческих или религиозных идеалов, однако искали зна чение, идею, к которой могли бы испытывать предан ность, объяснение жизни, не требовавшее веры или жертв, которое удовлетворяло бы их потребности чув ствовать себя частью некой общности. Все это могло дать им Движение*.
|
|
Однако новая религия разделила судьбу большин ства религиозных движений. Начальный энтузиазм, свежесть и спонтанность скоро пошли на убыль, сло жилась иерархия, основывающая свой престиж на «правильной» интерпретации догмы и присвоившая себе право судить о том, кто является верным после дователем религии, а кто — нет. Постепенно догма, ритуал и обожествление вождя заняли место креатив ности и спонтанности.
Чрезвычайное значение догмы в ортодоксальном психоанализе едва ли требует доказательств. За пять десят лет произошло относительно мало теоретических подвижек за исключением собственных теоретических инноваций Фрейда**. Теории Фрейда по большей ча-
Э. У. Пьюнер очень ясно показывает это в своей биографии Фрейда [8J.
Единственная большая креативная ревизия психоаналити ческой мысли — концепция инстинктов жизни и смерти — была произведена самим Фрейдом и никогда не была ни полностью принята, ни развита ортодоксальными психоаналитиками. Сам Фрейд никогда не предпринимал решительного пересмотра сво их прежних механистических концепций, которого, на мой взгляд, требовала новая теория. По этой причине и ввиду огра ниченности места в данной работе я обращаюсь только к основ ной массе теорий Фрейда, до начала дискуссии по поводу ин стинкта смерти.
Миссия Зигмунда Фрейда | 99 |
ста применялись в клинической практике; всегда име ла место тенденция доказать, что Фрейд был прав,
другим теоретическим возможностям уделялось мало внимания. Даже наиболее независимое развитие уче ния, отводящее особую роль Эго, в значительной мере представляется перефразированием хорошо известных положений в терминах фрейдовской теории, не от крывающим значительных новых перспектив. Однако помимо относительной стерильности «официальной» психоаналитической мысли, ее догматизм проявляет ся в реакции на любое отступление от предписанного. Один из наиболее показательных примеров я уже при водил: реакцию Фрейда на идею Ференци о том, что пациент нуждается в любви как условии исцеления. Это только подчеркивает то, что происходило и про исходит в движении. Те аналитики, которые открыто, честно и публично критикуют идеи Фрейда, рассма триваются как отступники, даже когда они не имеют намерения основать собственные «школы», а лишь пытаются представить результаты своих наблюдений и размышлений, основываясь на учении Фрейда.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!