New York: Holt, Rinehart and Winston. 38 страница
Что же это была за истина? Что составляло ядро психоаналитической религии, чем была догма, дав шая энергию для образования и распространения движения?
полагаю, что эта центральная догма наиболее ясно выражена Фрейдом в «Эго и Ид»: «Эго развива ется от опознания инстинктов к доминированию над ними, от послушания им к их подавлению. Суперэго, будучи отчасти реакцией против инстинктивных про цессов в Ид, в высшей мере способствует этому до стижению. Психоанализ — это инструмент, которому суждено осуществить прогрессивное завоевание Ид («Эго и Ид», гл. 5. — Курсив мой. — Э.Ф.). Фрейд выражает здесь религиозно-этическую цель, победу разума над страстью. Эта цель коренится в протестан-
|
|
Миссия Зигмунда Фрейда | 87 |
тизме, в философии века Просвещения, в философии Спинозы, в религии Разума, но в концепции Фрейда она приобретает специфическую форму. До Фрейда предпринималась попытка укротить разумом ирра циональные аффекты человека, их при этом не зная, точнее, не зная их глубинных источников. Фрейд, полагая, что он открыл эти источники в либидозных устремлениях и сложных механизмах их подавления, сублимации, формировании симптомов и т.д., должен был верить в то, что теперь впервые вековая мечта человека о самоконтроле и рациональности может быть реализована. Если провести аналогию с Мар ксом, то как Маркс верил, что нашел научную основу социализма в противоположность тому, что он име новал утопическим социализмом, так Фрейд полагал, что нашел научную основу для старых моральных це лей и тем самым преодолел утопическую мораль, пред ставленную религиозными и философскими учения ми. Поскольку Фрейд не верил в среднего человека, эта новая научная мораль оказывалась целью, доступ ной только элите, и психоаналитическое движение становилось активным авангардом, маленьким, но хорошо организованным, которому предстояло обес печить победу моральному идеалу.
|
|
|
|
|
|
Возможно, Фрейд мог бы стать социалистическим лидером, вождем этико-культурного движения или, уже по иным причинам, предводителем сионистского дви жения; мог бы — но не мог, поскольку кроме желания разрешить загадку человеческого существования обла дал всеобъемлющим научным интересом к человече скому разуму, начал свою карьеру как врач и был слиш ком чувствительным и скептичным, чтобы сделаться политическим лидером. Однако под прикрытием на учной школы он реализовал свою старую мечту — быть Моисеем, который указал человечеству путь в землю обетованную: победу Эго над Ид и путь к этой победе.
IX
Религиозные
и политические взгляды Фрейда
Теперь интересно рассмотреть вопрос о том, каковы были собственные религиозные и политические воззрения Фрейда. Ответ, касающийся его религиоз ных убеждений, прост, поскольку в различных своих работах, особенно в «Будущем иллюзии», он высказал их совершенно ясно. Он видел в вере в Бога фиксацию на жажде полной защиты со стороны отца, выражение желания помощи и спасения, когда в реальности че ловек способен если не спасти себя, то по крайней мере себе помочь, пробудившись от детских иллюзий
и используя собственную силу, разум и умения. Политические взгляды Фрейда описать труднее,
поскольку он никогда систематически их не излагал. Они к тому же сложнее и противоречивее его отно шения к религии. С одной стороны, у Фрейда можно обнаружить отчетливые радикальные тенденции. Как говорилось выше, во время своей школьной дружбы
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 58; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!