New York: Holt, Rinehart and Winston. 35 страница



Фрейд сам понимал преимущества создания более широкой основы для работы Ассоциации, чем та, ко­ торую могли обеспечить венские евреи, и необходи­ мость убедить в этом венских коллег. Узнав, что не­ сколько венцев собрались для выражения протеста

номере Штекеля, он отправился к ним и обратился со страстным призывом к соблюдению правил Ассо­ циации. Фрейд подчеркнул окружающую их враждеб­ ность и необходимость внешней поддержки для того, чтобы ей противостоять. Затем, картинно сбросив пиджак, он заявил: «Мои враги хотели бы видеть меня голодающим; они готовы лишить меня последней ру­ башки» [7; Vol. 2; 69-70].

 

Помимо имевшегося у Фрейда комплекса голода,

 

связи с которым я впервые привел эту цитату, про­ исшествие можно рассматривать как драматический и несколько истерический жест политического лиде-


Миссия Зигмунда Фрейда 81

 

ра, направленный на то, чтобы заставить его после­ дователей принять идею того, что психоанализу пред­ стоит стать всемирным движением и потому лидерство должно перейти из рук венских евреев к швейцарским неевреям. Юнгу отводилась роль Павла в этой новой религии. Однако Фрейд предпринял и политические шаги для того, чтобы смягчить двух предводителей недовольных. Он объявил о своей отставке с поста президента Венского общества, где его должен был сменить Адлер. Он также согласился на то, чтобы в противовес ежегоднику «Jahrbuch», который возглав­ лял Юнг, был создан новый ежемесячный журнал, «Zentralblatt fьr Psychoanalyse», который редактирова­ ли бы совместно Адлер и Штекель. Недовольные успо­ коились, согласились на то, чтобы Фрейд стал дирек­ тором нового журнала, а Юнг — президентом Ассо­ циации.

 

Из этого описания легко понять, что в основе мо­ тивации Фрейда, Ференци и других лежал энтузиазм людей, возглавляющих квазирелигиозное движение, собирающих соборы и конклавы, нападающих и за­ щищающихся, а не ученых, занятых обсуждением ин­ тересующих их вопросов. Схожий политический дух можно ощутить и в несколько более позднем столк­ новении Фрейда с выдающимся психиатром Блейле-ром. В конце того же года Фрейд писал Пфистеру: «У меня большие трудности с Блейлером. Не могу сказать, что хотел бы удержать его с нами любой ценой, ведь Юнг, в конце концов, мне довольно близок, но

 

с готовностью пожертвую ради Блейлера всем, при условии, что это не повредит делу. К несчастью, на­ дежды у меня мало» [7; Vol. 2; 73].

 

После первых лет единства в движении начался раскол. На поверхности разногласия касались мнений по теоретическим вопросам. Однако будь это един­ ственной причиной, едва ли возникла бы сопрово-


82                                                                                   Эрих Фромм

 

ждавшая их желчность. Несомненно, в значительной мере раздоры и связанное с ними недовольство воз­ никли из-за амбиций несогласных, желавших возгла­ вить новые секты, но в равной мере из-за фанатич­ ности Фрейда и его сторонников. Впрочем, форма, которую приняли расхождения, была следствием не только характера Фрейда и его оппонентов, но и самой структуры движения. В иерархической организации, поставившей себе цель завоевать своими идеями мир, такие методы только логичны. Они такие же, какими пользуются агрессивные религиозные и политические движения, построенные на догме и на обожествлении вождя.

 

Разрыв с Юнгом, более опасный политически и бо­ лее болезненный для Фрейда в личном плане, чем какие-либо другие разногласия, привел к новому за­ кручиванию гаек в результате создания секретного международного комитета семи (включая Фрейда), который должен был следить за психоаналитиками


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 46; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!