New York: Holt, Rinehart and Winston. 30 страница



этой организации. Фрейд писал: «Меня привлекли практические, агрессивные, но в то же время и про­ текционистские черты программы: обязательство бо­ роться против власти государства и церкви в случае, если они совершают откровенную несправедливость» [7; Vol. 2; 68]. Из этого ничего не вышло и, как отме­ чает Джонс, «эта затея скоро была вытеснена образо­ ванием чисто психоаналитической ассоциации». Хотя идея присоединения к Международному братству по­ казывает, насколько еще в 1910 году Фрейд был при­ вержен к старым идеалам прогрессивного исправления мира, как только он организовал психоаналитическое


70                                                                                  Эрих Фромм

 

движение, его явный интерес к этике, культуре и т.д. исчез и преобразовался, как я постараюсь показать,

 

цели движения. Фрейд видел себя его вождем и

этой роли бессознательно идентифицировал себя со своим старым героем, Ганнибалом, и с Моисеем, великим вождем его предков.

«Ганнибал, — пишет он, — был моим любимым героем в старших классах школы. Как многие маль­ чики этого возраста, я симпатизировал не римлянам во время Пунических войн, а карфагенянам. В стар­ ших классах я впервые начал понимать, что значит принадлежать к иной расе; антисемитские настроения других мальчиков предупредили меня о том, что я дол­ жен занять определенную позицию, и образ полко­ водца-семита еще более вырос в моих глазах... Жела­ ние побывать в Риме стало в моих мечтах символом других страстных желаний. Их осуществление должно было достигаться со всем трудолюбием и целеустрем­ ленностью карфагенянина, хотя в то время представ­ лялось, что это так же не суждено мне, как Ганниба­ лу — войти в Рим» [4; 196—197].

Для Фрейда идентификация с Ганнибалом не огра­ ничилась подростковым возрастом. Уже взрослым он страстно стремился отправиться в Рим; об иррацио­ нальном характере этого желания он писал Флиссу 3 декабря 1897 года: «Несомненно, моя жажда побы­ вать в Риме глубоко невротична. Она связана с моим юношеским почитанием героя — полководца-семита,

в этом году я так же не достиг Рима, как Ганнибал с Тразименского озера» [5; 141]. Действительно, бывая в Италии, Фрейд многие ходы избегал Рима. Во время одного из своих путешествий он побывал на Трази-менском озере и наконец, увидев Тибр, печально вер­ нулся, когда от Рима его отделяло всего пятьдесят миль (для сравнения: [4; 196]). Фрейд планировал побывать в Италии и на следующий год — но только снова ми-


Миссия Зигмунда Фрейда 71

 

новал Рим. Лишь в 1901 году он позволил себе туда отправиться.

 

Какова же была причина этой странной нереши­ тельности, если он многие годы мечтал увидеть Рим? Фрейд полагал, что дело в следующем: «В то время года, когда я могу путешествовать, пребывания в Риме следует избегать, чтобы не повредить здоровью» [4; 194]. Тем не менее в 1909 году Фрейд писал, что для исполнения этого желания потребовалось «всего не­ много смелости», и с тех пор он стал постоянным посетителем Рима (см. примечание там же). Совер­ шенно очевидно, что «опасность для здоровья» была рационализацией. Так что же заставляло Фрейда из­ бегать Рима? Единственная правдоподобная причина подавления желания Фрейда посетить Рим может быть обнаружена в его бессознательном.

 

Вероятно, посещение Рима для его бессознатель­ ного означало завоевание вражеского города, завое­ вание мира. Рим был целью Ганнибала, целью Напо­ леона; он был столицей Католической церкви, к ко­ торой Фрейд питал глубокую неприязнь. В своей идентификации с Ганнибалом Фрейд не мог зайти дальше своего героя до тех пор, пока через много лет не сделал последнего шага и не прибыл в Рим, что, совершенно очевидно, было символической победой


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!