New York: Holt, Rinehart and Winston. 27 страница
Несмотря на все эти свидетельства, верные обо жатели Фрейда упорно отрицают авторитарные тен денции у Фрейда. Джонс снова и снова подчеркивает это. Так, например, он говорит, что люди обвиняют «Фрейда в тиранстве и догматических настояниях, чтобы каждый из его последователей придерживался
точности тех же взглядов, что и он сам. Что подоб ные обвинения смешны и далеки от истины, ясно из его переписки, его работ и прежде всего из воспоми наний тех, кто с ним работал» [7; Vol. 2; 127—128]. Или: «Мне было бы трудно представить себе кого-то, по темпераменту менее годного к роли диктатора, каким его иногда изображают» [7; Vol. 2; 129].
|
|
Джонс в этих утверждениях проявляет психологи ческую наивность, которая не к лицу психоаналитику. Он просто не обращает внимания на тот факт, что Фрейд был нетерпим к тем, кто задавался вопросами или хоть в малейшей мере его критиковал. С теми, кто поклонялся ему и никогда не выражал несогласия,
|
|
64 Эрих Фромм
Фрейд был добр и терпим просто потому, что, как
уже подчеркивал, он был так зависим от безусловной поддержки и согласия других; он был любящим отцом для покорных сыновей и суровым и авторитарным
отношении тех, кто смел не соглашаться.
|
|
Закс более откровенен, чем Джонс. В то время как Джонс полагает, что, как и положено биографу, рисует объективную картину, Закс честно признает свое «пол ное отсутствие объективности, о чем я заявляю по доб рой воле и с веселым сердцем. В целом обожествление, если оно совершенно искренне, скорее добавляет ис тинности, чем мешает ей» [9; 8—9]. Насколько далеко заходила эта симбиотическая, квазирелигиозная при вязанность к Фрейду, следует из утверждения Закса
|
|
том, что, когда он кончил читать «Толкование снови дений», он «нашел то, ради чего стоило жить; многими годами позже [он] обнаружил, что это единственное, чем [он] может жить» [9; 3—4]. Легко себе представить, как человек может сказать, что живет Библией, Бхага-ват-Гитой, философией Спинозы или Канта, но жить книгой о толковании сновидений можно, только если предположить, что автор стал Моисеем, а наука — но вой религией. То, что Закс никогда не восставал и ни когда не критиковал Фрейда, трогательно видно из его описания единственного случая, когда он «по доброй воле и настойчиво» делал что-то, чего Фрейд не одобрял. «Он заговорил со мной об этом, когда все было уже почти закончено, сказал три или четыре слова, словно между прочим. Эти слова, единственные недружелюб ные, какие я только от него слышал, остаются глубоко отпечатавшимися в моей памяти. Впрочем, когда все миновало, эпизод был забыт, хоть и не прощен, и не оказал длительного влияния на его отношение ко мне. Если я теперь не могу думать о случившемся без неко торого стыда, это чувство умеряется мыслью о том, что такое произошло раз в жизни, один раз за тридцать пять лет. Не такой уж плохой результат» [9; 16—17].
VII
Фрейд — реформатор мира
В детстве Фрейд испытывал восхищение перед вели кими военачальниками. Самыми ранними его ге роями были великий карфагенянин Ганнибал и напо леоновский маршал предположительно еврейского происхождения Массена [7; Vol. 1; 8]. Фрейд испыты вал страстный интерес к Наполеоновским войнам
приклеивал бумажки с именами наполеоновских маршалов к своим деревянным солдатикам. В возрасте четырнадцати лет он начал интересоваться франко-прусской войной. В своей комнате он хранил карты с отмеченными флажками позициями воюющих сторон
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!