New York: Holt, Rinehart and Winston. 22 страница




52                                                                                  Эрих Фромм

 

ке приписал ситуацию рассказу Альфонса Доде. Это было неприятное воспоминание, поскольку к тому времени он преодолел свою раннюю нужду в покро­ вительстве и яростно отвергал его. «Однако самая до­ садная часть этого всего — писал Фрейд — заключа­ ется в том факте, что мало есть такого, что я нена­ видел бы сильнее, чем мысль о том, чтобы быть чьим-то протеже. Те примеры подобных явлений, которые мывидим в своей стране, отвращают от любого желания чего-то такого, а мой характер мало располагает к роли опекаемого ребенка. Я всегда испытывал сильное же­ лание самому быть сильным» [7; Vol. 1; 188—189. — Курсив мой. — Э.Ф.].

 

Это одно из странно наивных высказываний Фрей­ да, совершенно явный знак сопротивления, тем не менее принимаемое им вполне серьезно. Именно

 

этом и заключался его конфликт: он хотел быть не­ зависимым, он ненавидел положение протеже — и од­ новременно желал защиты, восхищения, заботы; раз­ решить этот конфликт Фрейду так никогда и не уда­ лось.

Если вернуться к дружбе Фрейда с Юнгом, то мы увидим, что она развивалась тем же путем, что и друж­ ба с Брейером и Флиссом. Несмотря на непрестанные заверения Юнга в лояльности, их личные отношения

научные взгляды расходились все дальше, пока дело не дошло до окончательного и необратимого разрыва

1914 году. Несомненно, это был тяжелый удар для Фрейда; он снова открыл свое сердце человеку, в ко­ тором видел того, кто обеспечит будущее психоана­ литическому движению, поведал о своих тревогах

надеждах, — и снова оказался вынужден порвать отношения с ним. Впрочем, существовало одно отли­ чие разрыва с Юнгом от прекращения отношений с Брейером, Флиссом, Адлером, Ранком, Штекелем

Ференци: научные расхождения с Юнгом были бо-


Миссия Зигмунда Фрейда 53

 

лее фундаментальными. Фрейд был рационалистом,

 

его интерес к пониманию бессознательного осно­ вывался на желании контролировать и подчинять. Юнг, с другой стороны, принадлежал к сторонникам романтической, антирационалистической традиции. Он с подозрением относился к разуму и интеллекту,

бессознательное, представляющее нерациональную часть психики, для него было источником глубочай­ шей мудрости; для Юнга аналитическая терапия вы­ полняла функцию помощи пациенту в установлении контакта с этим источником нерациональной мудро­ сти и извлечении из него пользы. Интерес Юнга к бес­ сознательному был восхищением романтика; отноше­ ние Фрейда было критическим отношением рациона­ листа. Они могли ненадолго встретиться на ходу, но шли в разных направлениях; разрыв был неизбежен.

Отношения Фрейда с некоторыми из тех его по­ следователей, на которых он больше всего полагался, особенно с Адлером, Ранком и Ференци, развивались по тому же пути, что и отношения с Брейером, Флис-сом и Юнгом: пылкая дружба, доверие, зависимость, которые рано или поздно сменялись подозрительно­ стью и ненавистью. Некоторые из этих взаимоотно­ шений будут обсуждаться ниже.


 

ν

 

Отношения с отцом

 

тношения Фрейда с отцом были прямой противо­ положностью его отношениям с матерью. Мать его

обожала и баловала, позволяя царить среди братьев

сестер, отец же был более беспристрастным, хотя

неагрессивным человеком. Характерным является такой факт: когда Фрейд в двухлетнем возрасте все еще мочился в постель, именно отец, а не мать, делал ему замечания. И что же ответил маленький мальчик? «Не тревожься, папа, я куплю тебе прекрасную новую крас­ ную кровать в Нойтитшайне» (цит. по [7; Vol. 1; 7]). Здесь уже заметна черта, которая будет характеризовать Фрейда в позднейшей жизни: неприятие критики, со­ вершенная уверенность в себе, бунт против отца, а так­ же, можно утверждать, против отцовского авторитета.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!