New York: Holt, Rinehart and Winston. 20 страница
предположением о том, что во всех трех случаях про являлась зависимость Фрейда. Если это можно при знать в отношении Брейера и даже Флисса, то как можно говорить о зависимости учителя от собствен-
48 Эрих Фромм
ного ученика? Однако при использовании динамиче ского подхода видно, что настоящее противоречие отсутствует. Существует очевидная осознанная зави симость от человека, обладающего качествами отца, от «волшебного помощника», от руководителя. Одна ко существует и неосознанная зависимость, когда до минирующая личность зависит от тех, кто зависит от нее. При таких симбиотических отношениях существу ет взаимная зависимость, только с одной стороны — осознанная, а с другой — бессознательная.
|
|
Такой характер зависимости становится совершен но ясным, если рассмотреть начало отношений Фрей да с Юнгом. Фрейду очень польстило то, что группа швейцарских психиатров, в том числе Блейлер, ди ректор Бюргольцли*, и его первый помощник Карл Густав Юнг активно заинтересовались психоанали зом. «Фрейд, со своей стороны, — пишет Джонс, — испытывал не только благодарность за поддержку, пришедшую к нему издалека, но и нашел личность Юнга очень привлекательной. Он вскоре решил, что Юнгу предстоит сделаться его преемником, и иногда называл его «своим сыном и наследником». Фрейд высказывал мнение, что среди его последователей только Юнг и Гросс обладали истинно оригиналь ными умами. Юнгу предстояло стать Иисусом На-вином, призванным исследовать землю обетованную психиатрии, в то время как самому Фрейду, подобно Моисею, было дано лишь глянуть на нее издалека» [7; Vol. 2; 32-34]. Однако в отношении Фрейда
|
|
|
|
|
|
Юнгу была и еще одна важная составляющая. До тех пор последователями Фрейда были в основном венцы и евреи. Фрейд чувствовал, что для окончатель ного успеха психоаналитического движения в мире необходимо, чтобы его возглавили «арийцы». Эту идею
Бюргольцли — Психиатрическая клиника и университет ская больница Цюрихского университета. — Примеч. пер.
Миссия Зигмунда Фрейда | 49 |
он ясно высказывал уже в 1908 году в письме к Карлу Абрахаму: Фрейд упрекал Абрахама за неуместную ссору с Юнгом и заканчивал письмо словами: «В кон це концов, наши товарищи-арийцы совершенно для нас незаменимы; в противном случае психоанализ станет жертвой антисемитизма» [7; Vol. 2; 51].
За последующие два года это убеждение Фрейда только укрепилось. Во время Психоаналитического конгресса в Нюрнберге в 1910 году Фрейд «понял, что нужно воспользоваться возможностью создать более широкий базис для своей работы, чем тот, который мог быть обеспечен венскими евреями, и что нужно убедить в этом венских коллег. Узнав, что некоторые из них собрались для выражения протеста в номере Штекеля, он отправился к ним и обратился к собрав шимся со страстным призывом к согласию. Он под черкнул окружающую их патологическую враждеб ность и нужду во внешней поддержке для ее преодо ления. Драматическим жестом сбросив пиджак, он воскликнул: «Мои враги хотели бы видеть меня голо дающим; они готовы лишить меня последней рубаш ки!» [7; Vol. 2; 69-70].
Совершенно ясно, что происходило в уме Фрейда. Боязнь не только личного голода, но и голодной смер ти психоаналитического движения заставляла его ви деть в Юнге спасителя от этой напасти.
Фрейд стремился полностью привлечь Юнга на свою сторону, сделать из него своего наследника и ли дера движения. Очень типичным проявлением этого желания стал эпизод во время отбытия Фрейда в Со единенные Штаты вместе с Юнгом и Ференци. Они вместе обедали, и Ференци при поддержке Фрейда убедил Юнга отказаться от принципа абстиненции
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 50; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!