New York: Holt, Rinehart and Winston. 15 страница



 

Это письмо молодого Фрейда — ему тогда было

27 лет — интересно во многих отношениях. Словно предвидя свои позднейшие теории, Фрейд выражает

нем свою пуритански-аристократическую ориента­ цию, которую мы только что обсуждали: ограничение, экономия своей способности наслаждаться — это усло­ вие сублимации, основа, на которой формируется эли­ та. Однако кроме того Фрейд демонстрирует тут взгляд, долженствующий стать фундаментом одной из его самых важных теорий, которой предстояло сложиться многими годами позднее. Он описывает свой страх


Миссия Зигмунда Фрейда 37

 

перед эмоциональной раной. Мы не любим каждого встречного, потому что разлука была бы очень болез­ ненной; мы не дружим со всеми вокруг, потому что потеря друга причинила бы нам горе. Жизнь ориен­ тирована в сторону избегания печали и боли, а не получения радости, как ясно говорит сам Фрейд: «Та­ ким образом, наши устремления в большей мере за­ висят от желания избегнуть боли, чем получить удо­ вольствие». Здесь мы находим формулировку того, что Фрейд позднее назвал принципом удовольствия; идея того, что удовольствие на самом деле есть освобожде­ ние от неудовольствия, от болезненного напряжения,

 

не позитивное наслаждение, в последующие годы сделалась для Фрейда валидной как самый общий и основополагающий принцип человеческой мотива­ ции. Однако можно увидеть, что та же идея имелась у Фрейда задолго до ее теоретического оформления; она возникла у него как следствие его собственных викторианских взглядов, боязни потери собственно­ сти (в данном случае объекта любви и чувства люб­ ви) — в определенном смысле потери жизни. Такая

позиция была характерной для среднего класса

XIX веке, более озабоченного тем, чтобы «иметь», чем чтобы «быть». Психология Фрейда насквозь про­ низана этой ориентацией «иметь», и поэтому его глу­ бочайший страх — это всегда страх потерять что-то, что он «имеет», будь то объект любви, чувство или половой орган. (В этом отношении Фрейд не разделял протест против собственнических устремлений сред­ него класса, который можно найти, например, в фи­ лософии Гёте.)

 

Следует подчеркнуть и еще одну мысль из этого письма. Фрейд говорит о том, что простые люди об­ ладают большим чувством общности, чем «мы»: «Толь­ ко они осознают, что одна жизнь продолжается в дру­ гой, в то время как для каждого из нас мир исчезает


38                                                                                  Эрих Фромм

 

нашей смертью». Наблюдение Фрейда, согласно ко­ торому буржуазия испытывает меньшее чувство соли­ дарности, чем рабочий класс, совершенно верно, но не следует забывать, что в среднем и высшем классах было немало людей — социалистов, анархистов и ис­ тинно верующих, — обладавших глубоким чувством человеческой солидарности. Фрейд был этого прак­ тически лишен. Его занимала его личность, его семья, его идеи, как это типично для среднего класса. В этомже ключе семнадцатью годами позже, по случаю Но­ вого, 1900 года, он пишет своему другу Флиссу: «Но­ вое столетие — и самое интересное в нем, смею сказат то, что оно содержит дату нашей смерти, — не прнесло мне ничего, кроме глупой рецензии» [5; 307]. Здесь снова мы находим лишь эгоцентрическую оза­ боченность собственной смертью и никакого чувства универсальности и солидарности, которое он припи­ сывает только низшим классам.


 

IV

 

Его зависимость от мужчин

 

Зависимость Фрейда от лица, обладающего качества­ ми матери, не ограничивалась зависимостью от ма­ тери и жены. Она распространялась и на мужчин — старших, как, например, Брейер, ровесников, как, например, Флисс, и учеников, как, например, Юнг. Однако Фрейд яростно гордился своей независимостью


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!