New York: Holt, Rinehart and Winston. 11 страница



женой. В письме из Палермо, где он был вместе

Ференци, он писал жене 15 сентября 1910 года: «Мне ужасно жаль, что я не могу показать вам всем здешние красоты. Чтобы иметь возможность наслаждаться этим в компании семи или девяти или даже троих, мне следовало бы быть не психиатром и не основа­ телем предположительно нового направления в пси­ хологии, а предпринимателем, производящим что-то полезное вроде туалетной бумаги, спичек или шнурков для ботинок. Учиться этому теперь уже поздно, так что придется мне наслаждаться путешествием эгои­ стически, но с постоянным чувством раскаяния» (цит. по [7; Vol. 2; 394]).

Нет нужды говорить, что Фрейд здесь прибегает

типичной рационализации — практически такой же, какие используют другие мужья, получающие больше удовольствия от отпуска в мужской компании. Здесь самое замечательное опять же — слепота Фрейда, не­ смотря на весь его самоанализ, в отношении пробле­ мы собственного брака, и то, как он рационализиру­ ет ее без малейшего осознания этого факта. Он гово­ рит о семи или девяти или хотя бы троих членах семьи, которых хотел бы взять с собой, когда речь идет о том, чтобы взять с собой жену — то есть о двоих; он даже принимает позу бедного, но значительного ученого, а не богатого производителя туалетной бумаги — все


Миссия Зигмунда Фрейда 29

 

только для того, чтобы объяснить, почему он не за­ хотел взять за границу жену.

 

Может быть, самое ясное выражение сомнитель­ ной природы любви Фрейда содержится в «Толкова­ нии сновидений». Вот каково его сновидение: «Я на­ писал монографию об одном растении. Книга лежит передо мной, и я в этот момент разворачиваю сло­ женную цветную иллюстрацию. В каждый экземпляр книги вложено засушенное растение, как будто взятое из гербария» [4; 169ff|. Из ассоциаций Фрейда я упо­ мяну следующую: «Утром накануне я видел в витрине книжной лавки новую книгу, называвшуюся «Род ци­ кламена», — несомненно, монографию об этом расте­ нии. Цикламены, подумал я, любимые цветы моей жены, и я упрекнул себя за то, что так редко вспоми­ наю о том, чтобы принести ей цветы, которые ей очень нравятся».

Другая цепь ассоциаций уводит Фрейда от цветка

 

совершенно другой теме: к его амбициям. «Однажды, вспомнил я, я действительно написал что-то вроде мо­ нографии о растении, а именно — диссертацию о ра­стении кока (1884), которая привлекла внимание Кар­ ла Коллера к обезболивающим свойствам кокаина». Затем Фрейд размышляет о сборнике, выпущенном в честь Коллера, одного из редакторов которого он встретил накануне. Ассоциация с кокаином отражает амбиции Фрейда. Он выражает сожаление о том, что оставил изучение проблемы коки и тем самым потерял шанс сделать великое открытие. Это также упомина­ ется в другом месте в связи с тем фактом, что ему пришлось оставить чисто исследовательскую деятель­ ность, чтобы жениться.

 

Значение сновидения совершенно ясно (хотя Фрейд и не видит этого при собственном его толко­ вании). Центральное место занимает высушенное ра­ стение, выражающее внутренний конфликт Фрейда.


30                                                                                  Эрих Фромм

 

Цветок — символ любви и радости, особенно если этот цветок — любимый цветок его жены, а он часто за­ бывает его ей принести. Однако его научные интере­ сы и амбиции символизирует растение кока. Что Фрейд делает с цветами, с любовью? Он засушивает их и помещает в гербарий. Другими словами, он по­ зволяет любви высохнуть и делает ее предметом на­ учного изучения. Именно это Фрейд и сделал. Он сделал любовь объектом науки, но в его жизни она осталась сухой и стерильной. Научные интеллектуаль­ ные интересы были сильнее его Эроса; они задушили его и в то же время сделались заменой опыта любви.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 42; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!