New York: Holt, Rinehart and Winston. 13 страница



 

Сделав шаг дальше, можно также предположить, что и еще одна теория Фрейда имела функцию рацио­ нализации: а именно что цивилизация и культура яв­ ляются результатом подавления инстинктов. Суть этой теории такова: поскольку я увлечен мышлением и по­ иском истины, я неизбежно испытываю мало интере­ са к сексу. Здесь Фрейд, как часто и в других случаях, обобщает собственный личный опыт. Он страдал сни­ жением сексуальности по другим причинам, но вовсе не потому, что был так увлечен творческим мышлени­ ем. Сексуальная заторможенность Фрейда может рас­ сматриваться как находящаяся в противоречии с тем, что в своих теориях он отводил центральное место сексуальным побуждениям. Однако это противоречие скорее видимое, чем реальное. Многие мыслители пи­ шут о том, чего лишены и что хотели бы обрести для себя или для других. Более того, Фрейд, человек пу­ ританских взглядов, едва ли был бы способен так от­ кровенно писать о сексе, если бы не был так уверен

 

собственной добродетели в этом отношении.

 

Отсутствие у Фрейда эмоциональной близости

женщиной также выражается в том, как мало он по­ нимал женщин. Его теории о них представляют собой наивные рационализации мужских предубеждений, в особенности касающихся потребности мужчины вла­ ствовать над женщиной, чтобы скрыть свой страх пе­ ред ней. Однако не следует делать заключение о не-


Миссия Зигмунда Фрейда 33

 

понимании Фрейдом женщин только на основании его теорий. Однажды он высказал его с удивительной откровенностью: «Великий вопрос, на который нико­ гда не было дано ответа и на который я не смог отве­ тить, несмотря на тридцать лет изучения женской души: чего женщина хочет? [Was will das Weib?]» (пись­ мо к M. Бонапарт, цит. по [7; Vol. 2; 421]).

 

Однако, говоря о способности Фрейда любить, мы не должны ограничиваться проблемой эротической любви. Фрейд не особенно любил людей в целом, ко­ гда отсутствовал эротический элемент. Его отношение

 

жене, после того как первый жар завоевания угас, было, несомненно, отношением верного, но довольно отстраненного мужа. Его отношение к друзьям-муж­ чинам — Брейеру, Флиссу, Юнгу и к верным после­ дователям — тоже было далеким. Несмотря на аполо­ гетические описания Джонса и Закса, на основании писем к Флиссу, реакции на поведение Юнга, а со временем и Ференци, приходится признать, что Фрей­ ду было не дано испытывать сильную любовь. Его собственные теоретические взгляды только подтвер­ ждают это. Говоря о возможности братской любви, он писал:

 

«Мы можем найти ключ в одном из так называе­ мых идеальных стандартов цивилизованного общества: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Он об­ щепризнан и несомненно старше христианства, кото­ рое горделиво предъявляет его как свою заповедь, но все же не очень древен: в исторические времена че­ ловек еще ничего о нем не знал. Отнесемся к нему наивно, словно встретились с ним впервые. В этом случае окажется, что мы не сможем подавить чувства удивления им как чем-то неестественным. С какой стати нам так поступать? Что хорошего это нам даст?

 

главное, как можно совершить нечто подобное? Как это вообще возможно? Моя любовь представляется


34                                                                                  Эрих Фромм

 

мне ценностью, которой я не имею права разбрасы­ ваться без размышления. Она налагает на меня обя­ зательства, и я должен быть готов принести жертвы, чтобы их выполнить. Если я кого-то люблю, этот кто-то должен так или иначе заслужить мою любовь. (Я оставляю в стороне вопрос о том, какую пользу он может мне принести, а также его возможное значение для меня как объекта сексуального интереса: ни один из этих двух видов взаимоотношений не рассматри­ вается, если речь идет о любви к ближнему.) Он будет достоин любви, если он так схож со мной в важных аспектах, что я могу любить в нем себя; достоин, если он настолько совершеннее меня, что я могу любить


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!