New York: Holt, Rinehart and Winston. 9 страница
«Вообще эту позицию Милля просто нельзя назвать гуманной. На самом деле мысль о том, чтобы послать женщин бороться за существование, как это делают мужчины, мертворожденная. Если бы, например,
представил мою нежную милую девочку в роли со перницы, это только привело бы к тому, что я сказал бы ей, как и сделал семнадцать месяцев назад, что я ее люблю и умоляю отказаться от борьбы в пользу спо койной, лишенной конкуренции деятельности у меня
|
|
доме. Я полагаю, что все реформы в области зако нодательства и образования будут разрушены тем фак том, что природа определила судьбу женщины — стать красивой, очаровательной и милой задолго до того возраста, когда мужчина может заслужить положение
обществе. Закон и обычай должны дать женщинам многое, чего они были лишены, однако положение женщины наверняка останется таким же, как и теперь:
|
|
юности быть обожаемой возлюбленной, в зрелости — любимой женой» (цит. по [7; Vol. 1; 177]).
Взгляды Фрейда на эмансипацию женщин, несо мненно, не отличались от взглядов, которых придер живался средний европеец в 80-егодыXIX века. Фрейд средним человеком не был: он восстал против неко торых самых глубоко укорененных предубеждений
|
|
Миссия Зигмунда Фрейда | 25 |
своего времени, однако в женском вопросе он при держивался традиционной линии и называл Милля «абсурдным» и «негуманным» за взгляды, которые всего лишь через пятьдесят лет стали общепринятыми. Такое отношение ясно показывает, насколько сильной
непреодолимой была потребность Фрейда поставить женщин в подчиненное положение. Тот факт, что его теоретические воззрения отражали именно такую уста новку, очевиден. Видеть в женщине кастрированного мужчину, отказывать ей в собственной подлинной сексуальности, приписывать ей зависть к мужчине, слабо развитое Суперэго, считать женщину тщеслав ной и ненадежной — все это лишь слегка рационали зированная версия патриархальных предрассудков его времени. Человек, подобный Фрейду, способный ви деть глубже поверхности и критиковать традиционные предубеждения, должен был быть движим могучими внутренними силами, чтобы не заметить рационали зирующий характер этих якобы научных утверждений [7; Vol. 2; 421].
|
|
Тех же взглядов Фрейд придерживался и пятью десятью годами позже. Когда он критиковал амери канскую культуру за ее «матриархальный» характер, его гость и последователь доктор Уортис возразил: «Но не думаете ли вы, что было бы лучше всего, если бы оба партнера были равны?» На это Фрейд ответил:
«Это практически невозможно. Должно существовать неравенство, и верховенство мужчины — меньшее издвух зол» [11; 98. — Курсив мой. — Э.Ф.].
Хотя годы помолвки Фрейда были полны пламен ного ухаживания и ревнивых уговоров, его жизнь в су пружестве представляется в значительной мере лишен ной активной любви и страсти. Как и при многих традиционных браках, завоевание волновало, но как только оно свершилось, источник страстного чувства иссяк. В ухаживании участвует мужская гордыня; по-
26 Эрих Фромм
еле свадьбы для нее не находится особого повода.
браке такого типа жена должна выполнять един ственную функцию — функцию матери. Она должна быть безусловно предана мужу, заботиться о его ма териальном благополучии, всегда подчиняться его по требностям и желаниям, всегда оставаться ничего для себя не желающей и услужливой — быть, другими словами, матерью. Фрейд был пламенно влюблен до женитьбы — ему нужно было доказать свою муже ственность, завоевав девушку, которую он выбрал. Как только завоевание было скреплено печатью бра ка, «обожаемая возлюбленная» превратилась в лю бящую мать, на чью заботу и преданность можно было положиться, не проявляя к ней активной, страстной любви.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 49; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!