New York: Holt, Rinehart and Winston. 5 страница



 

которых идет речь в «Толковании сновидений», вы­ ражают глубокую привязанность. Ниже приводится «сон о трех судьбах».

«Я вошел в кухню в поисках пудинга. Там оказалось три женщины; одна из них была хозяйкой гостиницы и что-то мяла в руках, как будто лепила клецки. Она ответила мне, что нужно подождать, пока она будет готова (определенных слов при этом не произносилось). Я ощутил нетерпение и вышел, чувствуя себя обижен­ ным. Я надел пальто. Однако первое, которое я поме­ рил, оказалось мне длинно. Я его снял, удивившись тому, что оно отделано мехом. Второе, которое я надел,


16                                                                                   Эрих Фромм

 

 

имело длинную полосу вышивки в турецком стиле. Ко мне подошел незнакомец с длинным лицом и короткой торчащей бородой и стал мне мешать, говоря, что это его пальто. Тогда я ему показал, что оно все покрыто турецкой вышивкой. Он спросил: «Какое отношение турецкий узор имеет к вам?» Но потом мы разговари­ вали друг с другом вполне по-дружески» [4; 204].

 

этом сновидении мы узнаем желание Фрейда быть накормленным матерью (то, что хозяйка, а может быть, и все три женщины представляли мать Фрейда, становится ясно из ассоциаций, которые у Фрейда воз­ никли в связи со сновидением). Специфическим эле­ ментом сна является нетерпение сновидца. Когда ему было сказано, что нужно подождать, «он вышел, чув­ ствуя себя обиженным». Что же он делает после этого? Он надевает отделанное мехом пальто, которое ему слишком длинно, потом другое, принадлежащее ко­ му-то еще. Мы видим в этом сновидении типичную реакцию мальчика — любимца матери; он настаивает на том, чтобы мать его накормила («кормление» сле­ дует понимать символически: как заботу, любовь, за­ щиту, обожание). Он нетерпелив и обижен, если его не «кормят» немедленно, поскольку чувствует, что имеет право на немедленное и полное внимание. В гне­ ве он выходит и принимает на себя роль большого мужчины-отца (что символизирует слишком длинное пальто, принадлежащее кому-то другому).

 

Другое сновидение, касающееся матери, относится

детству Фрейда, когда ему было семь-восемь лет; он его все еще помнил и подверг толкованию тридцатью годами позже. «Я видел мою любимую мамочку с осо­ бенно мирным, сонным выражением лица. Ее внесли в комнату два или три человека с птичьими клювами и положили на постель» [4; 583]. Фрейд помнил, что проснулся в слезах, с криком, — это понятно, если учесть, что ему снилась смерть его матери. Тот факт, что он так живо помнил этот сон после тридцати с лиш-


Миссия Зигмунда Фрейда 17

 

ним лет, показывает его значение. Рассматривая оба сна вместе, мы видим мальчика, ожидающего, что мать исполнит все его желания, и глубоко испуганного мыс­ лью о том, что она может умереть. Впрочем, то обстоя­ тельство, что Фрейд сообщает только о двух сновиде­ ниях, если рассматривать его с психоаналитических позиций, возможно, доказывает предположение Эрне­ ста Джонса, «что в самые ранние годы Фрейд имел чрезвычайно сильную мотивацию скрыть некую важ­ ную фазу своего развития — возможно, даже от само­ го себя. Я рискнул бы предположить, что это была его глубокая любовь к матери» [7; Vol. 2; 409]. Другие фак­ ты, которые нам известны, указывают в том же направ­ лении. Может быть, то, что Фрейд испытывал сильную ревность к своему брату Джулиусу, родившемуся, когда самому Фрейду было одиннадцать месяцев, и что он никогда не любил сестру Анну, которая была на два

 

половиной года его младше, и не дает особых под­ тверждений этой гипотезе, но существуют другие, более специфичные и более яркие факты. В первую очередь это его положение любимого сына, которое было под­ черкнуто очень драматично событием, случившимся, когда сестре Фрейда было восемь лет. Их мать, «кото­ рая была очень музыкальна, заставляла девочку прак­ тиковаться на фортепьяно, но хотя это было на неко­ тором расстоянии от «кабинета», звуки так беспокоили юного Фрейда, что он настоял на том, чтобы с форте­ пьяно расстались; так оно и произошло. В результате никто в семье не получил музыкального образования, как впоследствии и дети самого Фрейда» [7; Vol. 1; 17]. Нетрудно представить себе, какое положение занимал десятилетний Фрейд в глазах матери, если он мог по­ мешать музыкальному образованию членов семьи по­ тому, что ему не нравился «шум» музыки*.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!