New York: Holt, Rinehart and Winston. 2 страница




Миссия Зигмунда Фрейда 9

 

ственных наук. Еврейское происхождение Фрейда* только способствовало его приверженности духу про­ свещения. Сама еврейская традиция основывалась на разуме и интеллектуальной дисциплине; кроме того, подавляемое и презираемое меньшинство испытыва­ ло сильное эмоциональное стремление к поражению сил тьмы, иррациональности, суеверий, которые пре­ пятствовали его освобождению и прогрессу.

 

� дополнение к общей тенденции, свойственной европейской интеллигенции конца XIX века, в жизни Фрейда существовали особые обстоятельства, возмож­ но, усилившие его стремление полагаться на разум,

 

не на общественное мнение.

 

� отличие от других западных держав Австро-Вен­ герская монархия при жизни Фрейда была разлагаю­ щимся трупом. Она не имела будущего, и разные ча­ сти страны удерживались вместе исключительно силой инерции, несмотря на то что национальные меньшин­ ства яростно стремились к независимости. Это состоя­ ние политического упадка и развала не могло не вы­ звать у интеллигентного подростка подозрений и не разбудить его ищущий ум. Противоречие между офи­ циальной идеологией и фактами политической реаль­ ности неизбежно должно было вызвать сомнения

 

словах, лозунгах, заявлениях властей и укрепить его критическое отношение к действительности. В случае Фрейда этому способствовало и еще одно обстоятель-

 

О том же говорит Элен Уокер Пьюнер в своей превосходной биографии Фрейда [8]. Ее книга — самая проникновенная био­ графия Фрейда; во многих отношениях, особенно в том, что ка­ сается еврейского происхождения Фрейда и квазирелигиозного характера психоаналитического движения, мои заключения очень близки к высказанным ею. Исчерпывающий анализ связей Фрей­ да с еврейским окружением содержится в работе Эрнста Саймона «Зигмунд Фрейд, еврей» (Ежегодник II Института Лео Бека, Л., 1957. С. 270flf). Я также признателен профессору Саймону за прочтение данной рукописи и ряд ценных критических замечаний.


10                                                                                  Эрих Фромм

 

ство. Его отец, преуспевающий мелкий предприни­ матель из Фрейберга (Богемия), потерял свое дело из-за общих перемен в экономике Австрии, которые разорили его и привели к обнищанию Фрейберга. Подростком на собственном горьком опыте Фрейд узнал, что экономической стабильности доверять сле­ дует так же мало, как и политической, что никакая традиция или общественное устройство не обеспечи­ вает безопасности и не заслуживает доверия. К чему же все это могло привести необыкновенно одаренно­ го мальчика, кроме как к выводу о том, что полагать­ ся можно только на себя и на свой разум как на един­ ственное надежное оружие?

Такими же были обстоятельства, в которых росли многие другие мальчики, однако они не стали Фрей­ дами; не возникло у них и страстной жажды истины.

 

личности Фрейда должны были присутствовать осо­ бые качества, которые отвечали за необыкновенную интенсивность этой жажды.

 

Что это были за качества?

Несомненно, в первую очередь следует подумать об интеллектуальной одаренности и жизненной силе, далеко превосходящих средний уровень, которые были присущи Фрейду от природы. Такой необыкновенный дар в сочетании с философией Просвещения и отка­ зом от обычного доверия к словам и идеологиям — одного этого могло бы хватить для объяснения стрем­ ления Фрейда полагаться на разум. Могли наличество­ вать и чисто личные факторы: например, желание добиться успеха, что тоже предполагало опору на ра­ зум, поскольку никаких других преимуществ, будь то деньги, высокое социальное положение или физиче­ ская сила, в распоряжении Фрейда не имелось. Если присмотреться к еще более глубоким чертам характе­ ра Фрейда, которые, возможно, объясняли его страсть


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 43; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!