New York: Holt, Rinehart and Winston. 4 страница




Миссия Зигмунда Фрейда 13

 

другого. Они не видели того, что если мысль и чув­ ства разъединены, то и мышление, и чувства искажа­ ются, и что представление о человеке, основанное на таком разъединении, оказывается искаженным тоже.

Эти рационалистические мыслители полагали, что если человек разумом понимает причины своего не­ счастья, то это интеллектуальное знание даст ему силы изменить обстоятельства, которые вызывают его стра­ дание. Фрейд находился под сильным влиянием та­ кого подхода, и понадобились годы, чтобы преодолеть ожидания того, что одного знания причин невроти­ ческих симптомов хватит для того, чтобы их излечить.

 

Описание страсти Фрейда к истине сделало бы его портрет неполным, если бы не дополнялось указани­ ем на одно из его самых необыкновенных качеств — его мужество. Многие люди потенциально обладают стремлением к истине, к правде. Трудным реализацию этого потенциала делает то, что она требует мужества, а мужество встречается редко. Мужество, о котором идет речь применительно к Фрейду, — это мужество особого типа. Доверие к разуму требует готовности рисковать тем, что окажешься в изоляции, в одино­ честве, а такая угроза для многих страшнее, чем угро­ за для жизни. Однако поиски истины неизбежно под­ вергают того, кто ищет, именно опасности изоляции. Истине и разуму противостоят здравый смысл и об­ щественное мнение. Большинство держится за удоб­ ные рационализации и за поверхностный взгляд на вещи. Функция разума — проникнуть глубже этой поверхности и добраться до сути, скрытой за ней; объ­ ективно — то есть без оглядки на свои желания и стра­ хи — показать силы, движущие материей и человеком. Такая попытка требует мужества, чтобы вынести изо­ ляцию, а то и презрение и насмешки со стороны тех, кого истина тревожит и кто ненавидит нарушителя собственного спокойствия. Фрейд обладал такой спо-


14                                                                                   Эрих Фромм

 

 

собностью в высочайшей степени. Его огорчала изо­ ляция, он страдал от нее, однако никогда не проявил даже малейшего желания пойти на компромисс, ко­ торый облегчил бы его положение. Это мужество было предметом его величайшей гордости; он никогда не думал о себе как о гении, но ценил свое мужество как самое выдающееся качество своей личности. Такая гордость могла даже иногда оказывать негативное влияние на его теоретические формулировки. Он с по­ дозрением относился к любому теоретическому поло­ жению, которое могло показаться примирительным, и, как Маркс, находил определенное удовлетворение

 

том, чтобы говорить вещи pour йpater le bourgeois (шокирующие буржуа). Определить источники муже­ ства нелегко. В какой степени это был врожденный дар Фрейда? В какой степени он — результат чувства своей исторической миссии, в какой степени — вну­ тренняя сила, связанная с его положением несомнен­ но любимого сына матери? Скорее всего все три ис­ точника внесли свой вклад в развитие необыкновен­ ного мужества Фрейда, однако дальнейшее обсуждение этого, как и других черт личности Фрейда, следует отложить до тех пор, пока мы не придем к более глу­ бокому пониманию его характера.


 

π

Отношения Фрейда с матерью; уверенность

 

себе и уязвимость

онимание факторов (не считая конституциональ­ ных), которые определяют развитие характера лю­

 

бого человека, должно начинаться с изучения его от­ ношений с матерью. Однако в случае Фрейда мы зна­ ем об этом относительно мало. Впрочем, этот факт сам по себе знаменателен, потому что Фрейд в своих ав­ тобиографических трудах о матери почти не упоминал. Среди более чем тридцати собственных снов, которые он приводит в «Толковании сновидений», лишь два касаются его матери (усердный сновидец, Фрейд на­ верняка видел гораздо больше снов, в которых она фигурировала, но сообщать об этом не захотел). Те два,


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!