New York: Holt, Rinehart and Winston. 18 страница
точности не знаем», как произошло столкновение. «Опубликованная впоследствии версия Флисса за ключалась в том, что Фрейд неожиданно яростно напал на него, что представляется весьма маловеро ятным» [7; Vol. 1; 314]. (Учитывая амбивалентность Фрейда в дружеских отношениях, признаваемую са-
44 Эрих Фромм
мим Фрейдом и даже Джонсом, представляется, что ничего невероятного в этом не было.) Однако како во бы ни было столкновение, в переписке можно обнаружить две совершенно очевидные его причины. Одной была критика Флиссом метода Фрейда: Флисс говорил, что Фрейд вчитывает пациентам собствен ные мысли. Фрейд, который никогда добродушно не воспринимал критику, в наименьшей мере принял бы ее от друга, чьей функцией было поддерживать, поощрять и восхищаться.
|
|
Другая причина разрыва может быть найдена в ре акции Фрейда на притязания Флисса на идею бисек суальности, что опять же позволяет нам увидеть его рецептивные устремления. Главное открытие Флисса заключалось в том, что бисексуальность может быть обнаружена как у мужчин, так и у женщин.
|
|
«На последней встрече в Ахензее летом 1900 года Фрейд объявил об этом [о том, что все человеческие существа бисексуальны] своему другу как о новой идее, на что изумленный Флисс ответил: «Но я говорил тебе
|
|
том же во время наших вечерних прогулок в Бреслау [в 1897 году], а ты отказался принять эту идею». Фрейд совершенно забыл тот разговор и отрицал всякое зна ние о нем; только неделей позже к нему вернулось воспоминание» [7; Vol. 1; 314—315].
примечании Джонс комментирует: «Случай тя желой амнезии! Только за год до того Фрейд писал: «Ты, несомненно, прав насчет бисексуальности. Я так же привыкаю рассматривать каждый половой акт как происходящий с участием четырех индивидов» (пись мо от 1 августа 1899 года). А еще годом раньше он выражал свой энтузиазм в следующих словах: «Я под черкиваю важность концепции бисексуальности и рас сматриваю твою идею об этом как самую значительную для моей работы после идеи защиты» (письмо от 4 ян варя 1898 года)».
|
|
Миссия Зигмунда Фрейда | 45 |
Джонс не делает попытки объяснить эту «амнезию» психоаналитически. Однако ответ совершенно ясен: Фрейд имел тенденцию получать и поглощать, а по этому был склонен, особенно в отношении самых близких друзей, считать, что всякая идея принадлежит ему, хотя прекрасно знал, что ее высказал друг. Этот механизм освещается еще более ярко письмом, кото рое Фрейд написал Флиссу 7 августа 1901 года, через год после той злополучной встречи в Ахензее: «Нель зя скрыть тот факт, что мы в какой-то мере отдалились друг от друга. Я вижу это по многим признакам. Ты дошел до предела своего непонимания, ты выступаешь против меня и говоришь, что «чтец мыслей просто вчитывает свои мысли в других людей», что лишает мою работу всякой ценности». Показав таким образом свое возмущение критическим замечанием Флисса, Фрейд делает поразительное заявление:
«А теперь о самом важном. Моя следующая книга, наверное, будет называться «Бисексуальность челове ка». Она будет касаться корня проблемы и содержать последнее слово на эту тему, которое мне удастся ска зать, — последнее и самое глубокое. Сама идея при надлежит тебе. Ты помнишь, как я годы назад говорил тебе, когда ты все еще оставался специалистом по но соглотке и хирургом-отоларингологом, что решение проблемы лежит в сексуальности. Через несколько лет ты поправил меня и сказал: в бисексуальности; я уви дел, что ты прав. Так что, может быть, мне придется еще больше позаимствовать у тебя; может быть, мне по чести следовало бы просить тебя добавить свое имя
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!