New York: Holt, Rinehart and Winston. 31 страница
самоутверждением после появления его шедевра — «Толкования сновидений».
том, что Фрейд так долго не бывал в Риме, про явилась и еще одна его идентификация — идентифи кация с Моисеем. Об одном своем сне Фрейд писал: «Кто-то привел меня на вершину холма и показал Рим, полускрытый в тумане; он был так далек, что я уди вился тому, насколько ясно его вижу, но тема «обе тованной земли, увиденной издалека», в этом снови дении очевидна» [4; 194].
|
|
72 Эрих Фромм
Фрейд сам чувствовал такую идентификацию, от части осознанно, отчасти бессознательно. Осознанная идея была выражена в письмах к Юнгу (от 28 февра ля 1908 года и от 17 января 1909). Заявив, что Юнг
Отто Гросс были единственными истинно ориги нальными мыслителями среди его последователей, Фрейд писал, что Юнгу суждено стать Иисусом На-вином, исследовавшим обетованную землю психиа трии, в то время как Фрейду, подобно Моисею, по зволено увидеть ее лишь издали [7; Vol. 2; 33]. Джонс добавляет: «Это замечание интересно как указание на самоидентификацию Фрейда с Моисеем, которая с го дами стала очень заметной».
|
|
Бессознательная идентификация Фрейда с Моисе ем нашла выражение в двух его работах: в «Моисее Микеланджело» (1914) и в его последней книге — «Мои сей и монотеизм». «Моисей Микеланджело» уникален тем, что это единственная из статей Фрейда, опубли кованная анонимно в журнале «Имаго» (1914, т. III). Статье предшествовала следующая редакционная за метка: «Хотя данная статья, строго говоря, не соответ ствует условиям публикации в нашем журнале, было решено ее напечатать, поскольку автор, лично извест ный редакторам, принадлежит к психоаналитическим кругам и поскольку его образ мыслей в определенной мере напоминает методологию психоанализа».
|
|
|
|
Почему Фрейд написал эту статью, в которой не пользуется психоаналитическим методом, и почему ему пришлось опубликовать ее анонимно, хотя впол не уместно было бы предпослать ей информацию о том, что, поскольку статья принадлежит перу Фрей да, она печатается несмотря на то, что не носит стро го психоаналитического характера? Ответ на оба эти вопроса, должно быть, лежит в том факте, что фигура Моисея имела для Фрейда огромное эмоциональное значение, однако это значение не было ясно им осо-
Миссия Зигмунда Фрейда | 73 |
знано и против его осознания существовало суще ственное сопротивление.
Каков главный результат тщательного исследова ния Фрейдом статуи Микеланджело? Фрейд предпо лагает, что статуя изображает Моисея не перед тем, как он в припадке гнева разбил скрижали с заповедя ми, как полагало большинство исследователей, а на против: Фрейд старается изобретательно и усердно доказать, что Микеланджело изменил характер Мои сея. «Моисей, традиционно изображаемый в легенде, имел взрывной темперамент и впадал в ярость... Од нако Микеланджело поместил на надгробии папы дру гого Моисея, превосходящего исторического, тради ционного Моисея». Таким образом, согласно Фрейду, Микеланджело изменил тему разбитых скрижалей: он заставил Моисея сдержать свой гнев из заботы о сво ем народе и сострадания. Таким образом он добавил фигуре Моисея нечто новое и сверхчеловеческое, так что «огромная скульптура, изображающая чрезвычай ную физическую силу, становится лишь конкретным выражением высочайшего духовного достижения, ка кое только доступно человеку: успешной борьбы с вну тренней страстью ради дела, которому он себя посвя тил» [2; Vol. 4; 283]. Если принять во внимание, что это было написано во время «измены» Юнга, если, кроме того, вспомнить, что Фрейд считал себя частью элиты, характеризуемой способностью контролиро вать свои порывы, то остается мало сомнений в том, что Фрейд так страстно заинтересовался своей интер претацией скульптуры Моисея, потому что видел себя
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 41; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!