New York: Holt, Rinehart and Winston. 33 страница
Учитывая очевидное постоянство идентификации Фрейда с великими вождями, от маршалов Наполео на до Ганнибала и Моисея, совершенно удивителен вывод Джонса о том, что все это осталось в прошлом. «Что имеет значение, — пишет Джонс, — так это не обыкновенные перемены, которые должны были про изойти с Фрейдом в возрасте шестнадцати или сем надцати лет. Исчез драчливый мальчишка, яростно
76 Эрих Фромм
|
|
сражавшийся со сверстниками, полный воинственно го духа подросток, юноша, который мечтал стать ми нистром и править нацией. Было ли таким уж судь боносным двухдневное случайное знакомство с кре стьянской девушкой?» [7; Vol. 1; 53]).
Нет, конечно, знакомство было не таким уж судь боносным (речь идет о девушке, в которую Фрейд был недолго влюблен). Ничто из этого не было судьбонос ным, поскольку Джонс просто ошибается, делая вывод
|
|
том, будто все юношеские фантазии и желания ис чезли. Они приняли новые формы и стали отчасти менее осознанными. Мальчик, мечтавший стать ми нистром, превратился в человека, стремившегося стать подобным Моисею и принести человечеству новое знание, знание, которое станет последним словом в понимании человека. Ни национализм, ни социализм, ни религия не могли указать путь к лучшей жизни; полное понимание человеческого разума должно было показать иррациональность всех этих ответов и пове сти человека так далеко, как он только способен пой ти: к трезвой, скептичной, рациональной оценке про шлого и настоящего, к принятию фундаментально трагической природы своего существования.
|
|
|
|
Фрейд видел себя в роли вождя интеллектуальной революции, который совершил последний шаг, до ступный рационализму. Только понимая это стрем ление Фрейда принести человечеству новую весть — не благую, а реалистичную, — можно понять его творе ние: психоаналитическое движение.
Что за странный феномен — это психоаналитиче ское движение! Психоанализ представляет собой ле чение невроза и одновременно является психологи ческой теорией, общей теорией человеческой приро ды и конкретно — существования бессознательного
его проявлений в снах, симптомах, характере и всех символических произведениях искусства. Существует
Миссия Зигмунда Фрейда | 77 |
ли другой пример терапии или научной теории, пре образовавшейся в движение, руководимое тайным ко митетом, изгоняющее отступников, ставшее между народной организацией, имеющей местные отделения? Никакой вид медицинского лечения никогда не пре вращался в такое движение. Если рассматривать пси хоанализ как теорию, ближайшим аналогом был бы дарвинизм — революционное учение, проливавшее свет на историю человечества и менявшее представ ление о мире более фундаментально, чем какое-либо другое в XDC веке, — однако дарвиновского движения не существует, не существует директории, которая бы его возглавляла, нет чисток, когда определялось бы, кто имеет право называть себя дарвинистом, а кто утратил эту привилегию.
Почему психоаналитическое движение приобрело такую уникальную роль? Ответ отчасти заключается
приведенном выше анализе личности Фрейда. Он был действительно великим ученым, но, как и Маркс, великий социолог и экономист, Фрейд имел и другую цель, не свойственную людям, подобным Дарвину: он хотел преобразовать мир. Под маской врача и учено го Фрейд был одним из великих реформаторов мира начала XX века.
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!