New York: Holt, Rinehart and Winston. 37 страница



 

Была создана международная организация с отде­ лениями во многих странах, подчиняющаяся строгим правилам, касающимся того, кто имеет право считать себя психоаналитиком. Здесь мы наблюдаем спек­ такль, столь редкий в других научных областях, когда прогресс научной теории на десятилетия скован от­ крытиями ее основателя и отсутствует всякая свобода пересматривать определенные фундаментальные по­ ложения мастера.

Даже язык, которым пользуется Фрейд, носит ква­ зиполитический характер. Так, в письме к Ференци от 3 апреля 1910 года он говорит о конгрессе 1910 года как о «Нюрнбергском рейхстаге», которым «заканчи­ вается детство нашего движения» [7; Vol. 2; 71]. А ко­ гда Юнг, по мнению Фрейда, стал слишком интере-


Миссия Зигмунда Фрейда 85

 

соваться интерпретацией мифов, Фрейд предостере­ гал его и писал об этом Ференци 29 декабря 1910 года: «Я более чем когда-либо убежден в том, что он — че­ ловек будущего. Его собственные исследования заве­ ли его далеко в область мифологии, которую он хочет открыть ключом теории либидо. Как бы привлека­ тельно это ни было, я тем не менее рекомендовал ему своевременно вернуться к неврозам. Это наше оте­ чество, где мы в первую очередь должны выстроить укрепления против всего и всех» [7; Vol. 2; 140. — Кур­сив мой. — Э.Ф.].

 

других областях Фрейд часто говорил как о ко­ лониях психоанализа, а не отечестве. Это поистинеязык строителя империи или политического лидера. Мальчик, восхищавшийся маршалом Массеной, юно­ ша, который хотел быть либералом или социалистом, взрослый человек, идентифицировавший себя с Ган­ нибалом и Моисеем, видел в своем творении, психо­ аналитическом движении, инструмент для того, чтобы спасти — и завоевать — мир ради идеала.

 

Ответить на вопрос о том, что же представлял со­ бой этот идеал, нелегко. Фрейд и его сподвижники подавляли осознание своей миссии. Их идеи не со­ держали выражения подобных квазирелигиозных це­ лей напрямую. Это были терапевтический метод и пси­ хологические теории бессознательного, подавления, сопротивления, трансфера, толкования сновидений

 

т.д., не содержавшие эксплицитно ничего, что мог­ ло бы образовать ядро веры. Суть этой веры всегда оставалась имплицитной. Фрейд отрицал, что психо­ анализ представляет собой какое-либо Weltanschauung*, какую-либо философию жизни. «Психоанализ, — го­ ворил он, — по моему мнению, сам не в состоянии создать собственный Weltanschauung. Ему нет в этом


 

* Мировоззрение. — Примеч. пер.


86                                                                                   Эрих Фромм

 

нужды, потому что он — отрасль науки и может при­ нять научное Weltanschauung. Впрочем, последнее едва ли заслуживает такого высокопарного названия, по­ скольку не охватывает всего в целом, является непол­ ным, не претендует на объяснение всего и создание системы» [3; 248]. Таким образом Фрейд, по его соб­ ственным словам, опровергает существование особой философии, выражаемой психоанализом; однако, учи­ тывая все факты, можно прийти только к одному вы­ воду: это то, во что Фрейд осознанно верил и во что хотел верить, в то время как его желание основать новую философско-научную религию было подавлено и оставалось бессознательным.

 

Тем не менее тот же самый Фрейд в трогательном письме Ференци от 8 мая 1913 года писал: «Вполне возможно, что на этот раз мы действительно будем похоронены — после того как похоронный марш для нас столь часто исполнялся напрасно. Это очень из­ менит наши личные судьбы, но ничего не изменит

судьбе науки. Мы владеем истиной; я был уверен

этом еще пятнадцать лет назад» [7; Vol. 2; 148].


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!