New York: Holt, Rinehart and Winston. 36 страница
определять курс движения. Необычная идея созда ния такого комитета показывает политический харак тер, который приобрело движение. План был предло жен Ференци. Джонс упоминает о предложении Фе-ренци, высказанном уже в 1912 году, после отхода Адлера и Штекеля и после заявления Фрейда о на пряженных отношениях с Юнгом: «Идеально было бы поставить во главе центров в разных странах несколь ких человек, полностью проанализированных лично Фрейдом. Такая перспектива не казалась реальной, так что я [Джонс] предложил, чтобы мы пока сфор мировали вокруг Фрейда небольшую группу достойных доверия аналитиков, что-то вроде старой гвардии. Это дало бы Фрейду уверенность в поддержке надежных друзей на случай дальнейшего раскола» [7; Vol. 2; 152]. Предложение было горячо поддержано Ранком и Аб рахамом. Для ситуации, сложившейся в движении,
|
|
Миссия Зигмунда Фрейда | 83 |
|
|
показательно, что в то самое время, когда это обсу ждалось, Ференци спрашивал Ранка, останется ли тот верен, и 6 августа 1912 года писал Фрейду о Джонсе: «Вы должны постоянно держать Джонса под присмо тром и отрезать ему путь к отступлению» [7; Vol. 2; 153].
Фрейд с энтузиазмом воспринял предложение и немедленно ответил Джонсу: «Мое воображение сра зу же захватила ваша идея секретного совета, состав ленного из лучших и самых надежных среди наших людей, чтобы позаботиться о дальнейшем развитии психоанализа и защитить наше дело от врагов и слу чайностей, когда меня не станет... Смею сказать, что жить и умереть мне будет легче, зная, что такое объ единение создано для защиты моего творения. Глав ное: существование и действия такого комитета дол жны быть совершенно секретными... Что бы ни при несло будущее, из этого маленького, но отборного кружка может выйти предводитель психоаналитиче ского движения, которому я все еще готов доверять, несмотря на недавние разочарования в людях» [7; Vol. 2; 154].
|
|
|
|
Годом позже комитет впервые собрался в полном составе: Джонс, Ференци, Абрахам, Ранк и Закс. Фрейд отметил событие, подарив каждому античную греческую гемму из своей коллекции, которые впо следствии были вставлены в золотые кольца. Сам Фрейд давно уже носил такое кольцо, а когда через несколько лет гемму получил и Эйтингон, появилось семь колец, о которых говорит в своей книге Закс.
Дальнейшее развитие движения шло по пути, ука занному этими событиями, включая формирование комитета. В своей «Истории психоаналитического движения» Фрейд выдает его квазиполитический ха рактер: перечисляет различные завоевания в ряде стран. Выражая удовлетворение прогрессом в Амери-
84 Эрих Фромм
ке, он добавляет характерную фразу: «Ясно, что имен но по этой причине центры древней культуры, где встретилось самое значительное сопротивление, дол жны стать ареной последней решительной битвы за пси хоанализ» [2; Vol. 1; 316]. О своей борьбе с оппонентами он пишет: «История [противостояния психоана лизу] не слишком лестна для ученых нашего времени. Однако к этому я немедленно добавлю, что мне ни когда не приходило в голову изливать презрение на оппонентов психоанализа только потому, что они — оппоненты, не считая нескольких ничтожных людей, мошенников и авантюристов, которые всегда нахо дятся с обеих сторон во время войны» [2; Vol. 1; 324]. Фрейд говорит о необходимости наличия «вождя», указывая на то, что многих ловушек, поджидающих любого, кто станет практиковать психоанализ, «мож но избежать, если ведущую позицию займет кто-то, кто бы инструктировал и направлял... Должно суще ствовать руководство, чьим долгом было бы объявить: «Вся эта чепуха не имеет ничего общего с психоана лизом»» [2; Vol. 1; 329-330].
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 45; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!