New York: Holt, Rinehart and Winston. 39 страница
Генрихом Брауном он, вероятно, проникся социа листическими идеями. Затем, перед поступлением
университет, Фрейд намеревался изучать закон, что бы получить шанс на политическую карьеру; его эн тузиазм явно подогревался идеями политического ли-
Миссия Зигмунда Фрейда | 89 |
берализма. Те же симпатии, должно быть, выразились
его интересе к Дж. С. Миллю, работы которого он переводил; они, вероятно, все еще существовали в 1910 году, когда Фрейд обдумывал возможность вме сте с другими психоаналитиками присоединиться к Международному братству этики и культуры.
|
|
Однако, несмотря на ранние либеральные и даже социалистические увлечения, представления Фрейда о человеке никогда не расходились со взглядами пред ставителей среднего класса XIX столетия. На самом деле нельзя в полной мере оценить его психологиче скую систему, если не рассмотреть социальную фи лософию, на которой она базируется.
|
|
Рассмотрим фрейдовскую концепцию сублимации. Благодаря отказу от удовлетворения инстинктив ных желаний, самоограничению, как считал Фрейд, элита в отличие от толпы «копит» психический капи тал для культурных свершений. Вся тайна сублимации, которую Фрейд так адекватно и не раскрыл, есть тай на накопления капитала в соответствии с мифом сред него класса ХЕХ века. Точно так же, как богатство есть продукт накопления, культура есть продукт фрустра
|
|
ции инстинктов.
Другая часть представлений XIX столетия о чело веке также была полностью принята Фрейдом и вы разилась в его психологической теории; я имею в виду взгляд на человека как на существо, изначально аг рессивное и склонное к конкуренции. Эти идеи Фрейд очень ясно раскрыл в своем анализе культуры в «Не довольстве культурой»: «Homo homini lupus*; кому хватит смелости отрицать это перед лицом всех сви детельств его собственного опыта и истории? Обычно эта агрессивная жестокость нуждается в какой-либо провокации или проявляется ради какой-то другой
|
|
* Человек человеку — волк. — Примеч. пер.
90 Эрих Фромм
цели, которая могла бы быть достигнута и более мяг кими средствами. При благоприятных условиях, когда те силы ума, которые обычно препятствуют агрессии, перестают действовать, она проявляется спонтанно
превращает человека в дикое животное, которому чужда всякая мысль о том, чтобы пощадить предста вителя собственного вида» [1; 86—87].
Эта природная агрессивность человека приводит
другой черте, центральной в существовавшем тогда представлении о человеке: его врожденному соперни честву с другими. «Цивилизованному обществу посто янно угрожает распад из-за этой первобытной вра ждебности людей друг к другу» [1; 85—86]. Корни та кой враждебности, очевидно, лежат в экономическом неравенстве. «Отказ от частной собственности лиша ет человеческую любовь к агрессии одного из ее ин струментов, несомненно, сильного, но, безусловно, не самого сильного». Что же является самым важным источником человеческого — точнее, мужского — со перничества? Это стремление мужчины к беспрепят ственному и неограниченному доступу ко всем жен щинам, которых он может пожелать. Изначально это конкуренция между отцом и сыновьями за мать; затем это конкуренция между сыновьями за всех женщин,
которым имеется доступ. «Предположим, что со все ми личными правами на материальную собственность удалось разделаться; однако остаются прерогативы в сексуальных отношениях, которые должны вызывать сильнейшую вражду и самое яростное противостояние между мужчинами и женщинами, в остальных отно шениях равными между собой» [1; 81—82].
Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 40; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!