New York: Holt, Rinehart and Winston. 40 страница



 

Для мыслителей из среднего класса времен Фрей­ да человек был изначально изолирован и самодоста­ точен. Поскольку человек нуждался в определенных товарах, за которыми приходилось отправляться на рынок и встречаться там с другими индивидами, ко-


Миссия Зигмунда Фрейда 91

 

торые нуждались в том, что он предлагал к продаже,

 

сами продавали то, в чем нуждался он, этот взаимо­ выгодный обмен составлял суть социальных связей. В своей теории либидо Фрейд выразил ту же идею, только в психологических, а не экономических тер­ минах. Человек по своей природе машина, движимая либидо и регулируемая потребностью в уменьшении болезненного напряжения до определенного мини­ мального порога. Это снижение напряжения лежит в основе удовольствия. Чтобы получить такое удовле­ творение, мужчины и женщины нуждаются друг в дру­ ге. Они удовлетворяют взаимные либидозные потреб­ ности, и это вызывает у них взаимный интерес. Впро­ чем, они остаются изолированными существами, совсем как продавец и покупатель на рынке, и хотя притягиваются друг к другу потребностью в удовле­ творении своих инстинктивных желаний, никогда не преодолевают свою фундаментальную отдельность. Человек для Фрейда, как и для большинства мысли­ телей его времени, являлся общественным животным только в силу необходимости во взаимном удовлетво­ рении потребностей, а не в силу изначальной нужды в близости друг с другом.

 

Это описание связи взглядов Фрейда и других пред­ ставителей среднего класса XIX века на человека было бы неполным без упоминания о главной концепции теории Фрейда — об «экономическом аспекте» либи­ до. По Фрейду либидо — это всегда фиксированное количество, которое можно расходовать так или этак, но которое подчиняется законам материального мира: то, что истрачено, не может быть возвращено обратно. Это положение лежит за такими концепциями, как нарциссизм, где речь идет о том, чтобы или направить либидо вовне, или обратить его на собственное Эго, как деструктивность, направленная или на других, или на себя; оно же определяло мнение Фрейда о невоз-


92                                                                                  Эрих Фромм

 

можности братской любви. В цитировавшемся выше отрывке он в терминах этой концепции объясняет аб­ сурдность заповеди «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

«Моя любовь представляется мне ценностью, ко­ торой я не имею права разбрасываться без размыш­ ления. Она налагает на меня обязательства, и я должен быть готов принести жертвы, чтобы их выполнить. Если я кого-то люблю, этот кто-то должен так или иначе заслужить мою любовь. (Я оставляю в стороне вопрос о том, какую пользу он может мне принести,

 

также его возможное значение для меня как объек­ та сексуального интереса: ни один из этих двух видов взаимоотношений не рассматривается, если речь идет о любви к ближнему.) Он будет достоин любви, если он так схож со мной в важных аспектах, что я могу любить в нем себя; достоин, если он настолько совер­ шеннее меня, что я могу любить в нем свой идеал; я должен любить его, если он сын моего друга, пото­ му что боль, которую испытает мой друг, если с ним что-то случится, будет и моей болью — я должен буду ее разделить. Однако если он мне не знаком и не мо­ жет привлечь каким-либо своим достоинством или каким-либо значением, которое уже приобрел в моей эмоциональной жизни, мне будет трудно полюбить его. Я даже поступлю неправильно, если полюблю его, потому что моя любовь расценивается как ценность теми, кто мне близок; было бы несправедливо в их отношении, если бы я поставил незнакомца вровень с ними. Но если я должен любить его (именно той самой универсальной любовью) просто потому, что он тоже житель мира, как насекомое, дождевой червь или уж, тогда, боюсь, ему достанется лишь небольшое количество любви, и для меня будет невозможно дать ему столько же любви, сколько я по всем законам ра­ зума должен сохранить к себе» [1; 81—82].


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!