Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 216 страница



 

Изучая процесс памяти, мы увидим, как бессовестно еще обращается

 

нею наше воспитание, как валит оно туда всякий хлам и радуется, если изо ста брошенных туда сведений одно как-нибудь уцелеет; тогда как вос­ питатель собственно не должен бы давать воспитаннику ни одного сведе­ ния, на сохранение которого он не может рассчитывать. Как мало еще сде­ лала педагогика для облегчения работы памяти — мало и в своих программах, и в своих методах, и в своих учебниках! Всякое учебное заве­ дение жалуется теперь на множество предметов учения — и действитель­ но, их слишком много, если принять в расчет их педагогическую обработку и методу преподавания; но их слишком мало, если смотреть на беспрестан­ но разрастающуюся массу сведений человечества. Гербарт, Спенсер, Конт и Милль весьма основательно доказывают, что наш учебный материал дол­ жен подвергнуться сильному пересмотру, а программы наши должны быть до основания переделаны. Но и в отдельности ни один учебный предмет далеко еще не получил той педагогической обработки, к которой он спосо­ бен, что более всего зависит от ничтожности и шаткости наших сведений о душевных процессах. Изучая эти процессы, нельзя не видеть возможности дать человеку с обыкновенными способностями, и дать прочно, в десять раз более сведений, чем получает теперь самый талантливый, тратя драго­ ценную силу памяти на приобретение тысячи знаний, которые потом поза­ будет без следа. Не умея обращаться с памятью человека, мы утешаем себя мыслью, что дело воспитания — только развить ум, а не наполнять его сведениями; но психология обличает ложь этого утешения, показывая, что самый ум есть не что иное, как хорошо организованная система знаний.

 

Но если неуменье наше учить детей велико, то еще гораздо больше наше неуменье действовать на образование в них душевных чувств и харак­ тера. Тут мы положительно бродим впотьмах, тогда как наука предвидит уже полную возможность внести свет сознания и разумную волю воспита­ теля в эту доселе почти недоступную область.

 

Еще менее, чем душевными чувствами, умеем мы пользоваться волею человека — этим могущественнейшим рычагом, который может изменять не только душу, но и тело с его влияниями на душу. Гимнастика, как систе­ ма произвольных движений, направленных к целесообразному изменению


 

439


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

физического организма, только еще начинается, а трудно видеть пределы возможности ее влияния не только на укрепление тела и развитие тех или других его органов, но и на предупреждение болезней и даже излечение их. Мы думаем, что недалеко то время, когда гимнастика окажется могуще­ ственнейшим медицинским средством даже в глубоких внутренних болез­ нях. А что же такое гимнастическое леченье и воспитание физического орга­ низма, как не воспитание и лечение его волею человека? Направляя физические силы организма к тому или другому органу тела, воля переде­ лывает тело или излечивает его болезни. Если же мы примем во внимание те чудеса настойчивости воли и силы привычки, которые так бесполезно расточаются, например, индийскими фокусниками и факирами, то увидим, как еще мало пользуемся мы властью нашей воли над телесным организ­ мом.

 

Словом, во всех областях воспитания мы стоим только при начале ве­ ликого искусства, тогда как факты науки указывают на возможность для него самой блестящей будущности, и можно надеяться, что человечество наконец устанет гнаться за внешними удобствами жизни и пойдет созда­ вать гораздо прочнейшие удобства в самом человеке, убедившись, не на словах только, а на деле, что главные источники нашего счастья и величия не в вещах и порядках, нас окружающих, а в нас самих.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 87; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!