Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 211 страница



 

душе, но теперь уже объясняющий звук образ предмета. Так совершится перестановка представлений, требуемая пониманием. Слушающий пони­ мает не один свой звук, а вместе и чужой, на источник коего указывает ему зрение; он видит говорящего и вместе предмет, на который указывает этот последний. Стало быть, при первом акте понимания произойдет объясне­ ние не только звука, принадлежащего понимающему, но посредством это­ го звука и состояния души говорящего. С одной стороны, здесь будет со­ вершенно невольное сообщение мысли, с другой — столь же невольное ее понимание.

 

Однако этим не может окончиться развитие слова в понимающем. Образ предмета был до сих пор объясняющим, чем-то наиболее близким к самому лицу и наименее для него ясным. Наши душевные состояния уяс­ няются нам лишь по мере того, как мы их обнаруживаем, даем им как бы самостоятельное существование, находя их, например, в других или выра­ жая в слове. Навсегда темными остаются для нас те особенности нашей


 

431


ЧАСТЬВТОРАЯ

 

душевной жизни, которых мы не выразим никакими средствами и которых не увидим ни в ком, кроме себя. Когда новое восприятие предмета вызовет

том, кого мы до сих пор представляли слушающими и понимающими, такое же прежнее, когда это последнее выразится в звуке, звук этот вос-примется слушающими и заставит его сделать движение, понятное говоря­ щему, например, указать на предмет, только тогда говорящий «изведает» на другом понятность своего слова ». Теперь он будет понимать себя, пото­ му что получит доказательства существования в другом того образа, кото­ рый до сих пор был его личным достоянием. Средством при этом, как и при понимании другого, будет звук, обнаруживающий для говорящего его соб­ ственную мысль. Представление предмета в говорящем, звук и его дей­ ствие на слушающего (то есть указание на то, что в последнем есть такой же образ предмета) теперь ассоциируются и образуют один ряд, который воспроизводится, какой бы его член ни был дан первым.

 

Итак, образование слова есть весьма сложный процесс. Прежде всего

 

— простое отражение чувства в звуке, такое, например, как в ребенке, ко­ торый под влиянием боли невольно издает звук вава. Затем — сознание звука; здесь кажется не необходимым, чтоб ребенок заметил, какое имен­ но действие произведет его звук; достаточно ему услышать свой звук вава от другого, чтобы воспомнить сначала свой прежний звук, а потом уже — боль и причинивший ее предмет. Наконец — сознание содержания мысли в звуке, которое не может обойтись без понимания звука другими. Чтобы образовать слово из междометия вава, ребенок должен заметить, что мать, положим, услышавши этой звук, спешит удалить предмет, причиняющий боль.

 

Как бы неудовлетворительно ни было изложенное нами объясне­ ние создания слова, во всяком случае верно то, что язык предполагает такую степень развития, которой непосредственно предшествует пато-

гномический звук. Эту степень называют ономато-поэтическою, но не

 

том смысле, что на ней изображаются звуки внешней природы (далеко не все слова, образованные из междометий, суть звукоподражания), а скорее в том, что здесь впервые звуками изображаются мыслимые яв­ ления.

 

До сих пор, говоря о том, как звук получает значение, мы оставляли в тени важную особенность слова сравнительно с междометием, — особен­ ность, которая рождается вместе с пониманием, именно так называемую внутреннюю форму. Нетрудно вывести из разбора слов какого бы ни былоязыка, что слово собственно выражает не всю мысль, принимаемую за его содержание, а только один ее признак. Образ стола может иметь много признаков, но слово стол значит только постланное (корень стол тот же, что в глаголе стлать), и поэтому оно может одинаково обозначать всякие столы, независимо от их формы, величины, материала. Под словом окно


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 72; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!