Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 210 страница
429
ЧАСТЬВТОРАЯ
буется и тою ясностью, с которою мы представляем себе содержание сло ва, и тою отделкою, какую мы придаем его форме. Пословицу «у страха глаза велики » мы можем распространить на все сильные чувства, которые не то что непременно заставляют нас преувеличивать, а просто не дают рас смотреть предметов, причинивших испытываемое нами потрясение. Созда вая слово, человек должен заметить свой собственный звук; это уже само наблюдение, рефлексия в психологическом смысле этого слова, которая тем труднее для нас, чем более мы увлечены общим потоком своей мысли, чем сильнее волнующее нас чувство. Оба эти условия (слабость чувства и определенность восприятия) до значительной степени даются одним по вторением таких же восприятий. Человек, например, с невольным ужасом
|
|
совершенно безотчетно наклоняет голову, слыша над собою впервые свист пули; но потом привыкает к этому свисту, начинает вслушиваться в его особенности. Такое ослабление чувства может быть независимо от всяких свойственных только человеку соображений, потому что замечается и в животных (например, в лошади, привыкающей к тяжести всадника, к вы стрелам, к виду верблюдов и проч.), хотя это ослабление не дает им челове ческой объективности взгляда.
|
|
|
|
По мере [того] как уменьшается необходимость отражения чувства в звуке, увеличивается другого рода связь звука и представления. Звук, из даваемый человеком, воспринимается им самим, и образ звука, следуя по стоянно за образом предмета, ассоциируется с ним. При новом восприя тии предмета или при воспоминании прежнего повторится и образ звука,
|
|
уже вслед за этим (а не непосредственно, как при чисто рефлексивных движениях) появится самый звук. Сходное с этим сцепление образа пред мета, образа движения и самого движения встречаем очень часто: музы кант или наборщик при виде ноты или буквы, при одной мысли об них сразу находит нужный клавиш инструмента или отделение ящика с буквами. Ассоциация восприятий предмета и звука, заменяющая непосредственное рефлексивное движение голосовых органов таким, в котором произнесе ние звука посредствуется его образом в душе, есть одно из необходимых условий создания слова. Но она еще не дает понимания, потому что может вовсе не замечаться самим человеком точно так, как вообще ускользает от самонаблюдения множество привычных движений тела. В создании слова долж-но повториться то, что происходит с нами на высших степенях разви тия: не в уединении, а в обществе мы привыкаем смотреть за собою; поэти ческое произведение открывает нам до того неизвестные стороны нашей собственной души, а не сами собою они нам уясняются: вообще внешнее наблюдение предшествует внутреннему. В применении к языку это будет значить, что слово только в устах другого может стать понятным для гово рящего, что язык создается только совокупными усилиями многих, что общество предшествует началу языка. «Язык, — говорит Гумбольдт, —
430
СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
действительности развивается только в обществе, и человек понимает себя, только испытавши на другом понятность своих слов».
Следует еще заметить, что во время понимания слова звук в нашей мысли предшествует своему значению, тогда как при ассоциации, о кото рой мы выше говорили, совсем наоборот: образ предмета предшествует в мысли образу звука. Как произойдет эта перестановка, нужная для пони мания? Что заставит человека сначала вспомнить свой звук, потом объяс нить его восприятием предмета? Очевидно, что, скорее всего, самый этот звук, услышанный от другого. Представим себе, что первобытный человек, пораженный известным впечатлением, издает такой-то звук, что это по вторилось несколько раз и произвело ассоциацию образа предмета и впе чатления звука и что, наконец, при этом самый предмет потерял свой, так сказать, подавляющий мысль интерес. Другой человек под влиянием тако го же впечатления от того же предмета произнесет такой же звук. Это вполне вероятно, потому что мы легко можем допустить такое сходство в устрой стве и мгновенном состоянии организмов, при котором звуки, в коих отра жаются одинаковые чувства, представляют совершенно неуловимые раз личия, особенно для непривычного уха. Звук этот, воспринятый первым, возобновит в его сознании прежде всего его собственный такой же, потому что восприятие имеет наиболее общего с образом этого звука, а не с каким-либо другим созданием души. Мысль о звуке, без сомнения, не пройдет без следа и невольно повлечет за собою свое осуществление, произнесение зву ка, потому что молчание есть искусство не давать представлению перехо дить в движения органов, с которыми оно связано, — искусство, приобре таемое современным человеком довольно поздно и совсем незаметное в детях. Слушающий повторит услышанный от другого звук; ему ощутитель но предстанет его собственное создание и, в свою очередь, вызовет бывший
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!