Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 213 страница
Внутренняя форма каждого из этих слов иначе направляет мысль; по чти то же выйдет, если скажем, что одно и то же новое восприятие, смотря по сочетаниям, в какие оно войдет с накопившимся в душе запасом, вызо вет то или другое представление в слове.
Внешняя форма нераздельна с внутреннею, меняется вместе с нею, без нее перестает быть сама собою, но тем не менее совершенно от нее от лична; особенно легко почувствовать это отличие в словах «разного проис хождения, получивших с течением времени одинаковый выговор: для ма лороссиянина слова мыло и мило различаются внутреннею формою, а не внешнею.
|
|
Те же стихии и в произведении искусства, и нетрудно будет найти их, если будем рассуждать таким образом: «Это — мраморная статуя (вне шняя форма) женщины с мечом и весами (внутренняя форма), представля ющая правосудие (содержание)». Окажется, что в произведении искусст ва образ относится к содержанию, как в слове представление —
|
|
чувственному образу или понятию. Вместо «содержание» художествен ного произведения можем употребить более обыкновенное выражение, именно «идея». Идея и содержание в настоящем случае для нас тожде ственны, потому что, например, качество и отношения фигур, изображен ных на картине, события и характеры романа и т. п. мы относим не к содер жанию, а к образу, представлению содержания, а под содержанием картины, романа разумеем ряд мыслей, вызываемых образами в зрителе и читателе или служивших почвою образа в самом художнике во время акта создания. Разница между образом и содержанием ясна. Мысль о необходимости смерти и о том, «что думка за морем, а смерть за плечами», одинаково приходит в голову по поводу каждой из сцен пляски смерти; при большой
|
|
|
|
434
СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
изменчивости образов содержание здесь относительно (но только относи тельно) неподвижно. Наоборот, одно и то же художественное произведе ние, один и тот же образ различно действует на разных людей и на одно лицо в разное время, точно так, как одно и го же слово каждым понимается иначе; здесь относительная неподвижность образа при изменчивости со держания.
ЧАСТЬВТОРАЯ
К.ДУШИНСКИЙ:
«ЧТОБЫ ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕКА ш ВОВСЕХОТНОШЕНИЯХ, ЕГО НАДО РАНЬШЕ УЗНАТЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ»
Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1871) — педагог. Исходя из важности всесторонне го знания «человека как предмета воспитания», включал в круг областей антропологических наук анатомию, физиологию человека, логику, филосо фию, общую историю философских систем, историю искусств, историю воспитания, политиче скую экономию, статистику, географию, но при этом отводил первое место психологии. Главный труд Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869) стал основой и истоком возникновения в России пе
дагогической психологии как отрасли психологической науки. Указав на не обходимость для воспитания «знать человека, каков он есть в действитель ности, со всеми его слабостями и во всем его величии... знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения пре ступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого ха рактера » он рассмотрел в своем труде широкий круг психологических про блем. Явления памяти, воображения, мышления, эмоциональные и волевые процессы личность представлены в развитии и качественных изменениях в зависимости от их врожденной основы, но при этом главное внимание уде ляется воспитанию, условиям жизни, собственной деятельности людей, осо бенно трудовой.
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 60; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!