Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 215 страница
437
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
нравственное состояние современного общества далеко не соответствует его великолепным биржам, дорогам, фабрикам, его науке, торговле и про мышленности.
Цель педагогического факультета могла бы быть определеннее даже цели других факультетов. Этою целью было бы изучение человека во всех проявлениях его природы с специальным приложением к искусству воспи тания. Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, совсеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духов ными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе,
|
|
обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своею совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости и горе,
|
|
величии и унижении, в избытке сил и в болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бес сильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождений преступных и великих мыслей, ис торию развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только будет он в состоянии почерпать в самой природе человека средства воспитатель ного влияния — а средства эти громадны!
|
|
Мы сохраняем твердое убеждение, что великое искусство воспитания едва только начинается, что мы стоим еще в преддверии этого искусства и не вошли в самый храм его и что до сих пор люди не обратили на воспитание того внимания, какого оно заслуживает. Много ли насчитываем мы вели ких мыслителей и ученых, посвятивших свой гений делу воспитания? Ка жется, люди думали обо всем, кроме воспитания, искали средств величия и счастья везде, кроме той области, где скорее всего их можно найти. Но уже теперь видно, что наука созревает до той степени, когда взор человека не вольно будет обращен на воспитательное искусство.
|
|
Читая физиологию, на каждой странице мы убеждаемся в обширной возможности действовать на физическое развитие индивида, а еще более на последовательное развитие человеческой расы. Из этого источника, толь ко что открывающегося, воспитание почти еще и не черпало. Пересматри вая психические факты, добытые в разных теориях, мы поражаемся едва ли еще не более обширною возможностью иметь громадное влияние на раз витие ума, чувства и воли в человеке, и точно так же поражаемся ничтож ностью той доли из этой возможности, которою уже воспользовалось вос питание.
Посмотрите на одну силу привычки: чего нельзя сделать из человека с одной этой силой? Посмотрите хотя на то, например, что делали ею спар танцы из своих молодых поколений, и сознайтесь, что современное воспи тание пользуется едва малейшею частицею этой силы. Конечно, спартан ское воспитание было бы теперь нелепостью, не имеющей цели; но разве не
438
СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
нелепость то изнеженное воспитание, которое сделало нас и делает наших детей доступными для тысячи неестественных, но тем не менее мучитель ных страданий и заставляет тратить благородную жизнь человека на при обретение мелких удобств жизни? Конечно, странен спартанец, живший и умиравший только для славы Спарты; но что вы скажете о жизни, которая вся была бы убита на приобретение роскошной мебели, покойных экипа жей, бархатов, кисеи, тонких сукон, благовонных сигар, модных шляпок? Не ясно ли, что воспитание, стремящееся только к обогащению человека и вместе с тем плодящее его нужды и прихоти, берет на себя труд Данаид?
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!