Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 218 страница
приведенных словах источники педагогической антропологии указаны на столько ясно и полно, что к ним нельзя ничего ни приба вить, ни убавить. Не менее ясно говорит Ушинский о целях новой педа гогики:
«Споспешествовать развитию искусства воспитания можно только вообще распространением между воспитателями тех разнообразнейших антропологических знаний, на которых оно основывается; все, что споспе-
Трошин Г.Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психологиянормальных и ненормальных детей. Т.1. Петроград, 1915. С. IX-XVI.
|
|
442
СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
шествует приобретению педагогами точных сведений по всем тем антропо логическим наукам, на которой основываются правила педагогической теории, содействуют и выработке ее».
Крайне интересны те ближайшие задачи, какие указывает Ушинский для педагогической антропологии в ее дальнейшем развитии.
|
|
«Мы, не обладая специальными сведениями в медицине, вовсе удер жались в нашей книге от подачи советов по физическому воспитанию, кро ме тех общих, для которых мы имели достаточные основания. В этом отно шении педагогика должна ожидать еще важных услуг от педагогов-специалистов по медицине. Но не только одни педагоги, специалисты в ана томии, физиологии и патологии, могут, в области своих специальных наук, оказать важную услугу всемирному и вечно совершающемуся делу воспи тания. Подобной же услуги можно ожидать, например, от историков и фи лологов. Только педагог-историк может уяснить нам влияние общества в его историче-ском развитии на воспитание и влияние воспитания на обще ство не гадательно только, как делается это теперь почти во всех всеобъем лющих германских педагогиках, но основывая всякое положение на точ ном и подробном изучении фактов. Точно так же от педагогов — специалистов по филологии следует ожидать, что они фактически обрабо тают важный отдел в педагогике, показав нам, как совершалось и соверша ется развитие человека в области слова: насколько психическая природа человека отразилась в слове и насколько слово, в свою очередь, имеет вли яние на развитие души ».
|
|
|
|
Два примера, выбранные Ушинским — развитие общества и развитие речи — показывают, насколько верно он предугадывал дальнейшее разви тие педагогической антропологии: эти вопросы до сих пор составляют крае угольный камень биологической психологии.
Конечно, для Ушинского было ясно, что «многие из наук, из законов которых педагогика должна черпать свои правила, сами еще только недав но сделались действительными науками и далеко еще не достигли своего совершенства». «Может быть, говорит он, название нашего труда «Педа гогическая антропология» не вполне соответствует его содержанию и во всяком случае далеко обширнее того, что мы можем дать; но точность на звания, равно как и научная стройность системы, нас мало занимала. Мы всему предпочитали ясность изложения, и если нам удалось объяснить сколько-нибудь те психические и психофизические явления, за объясне ние которых мы взялись, то и этого уже с нас довольно».
За пятьдесят почти лет, которые прошли с тех пор, как писал Ушин ский, положение вопроса в существе дела, конечно, не изменилось. Все, что требовал Ушинский, требуется и теперь: те же источники педагогической антропологии, те же цели, те же вопросы и задачи. Конечно, в состоянии отдельных антропологических наук произошли большие изменения; нако-
Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 83; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!