Kinderforschung. 1913. Heft Juli. 212 страница




 

АЪ1


СТАНОВЛЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

мы разумеем обыкновенно раму со стеклами, тогда как, судя по сходству его со словом око, оно значит: то, куда смотрят или куда проходит свет, и не заключает в себе никакого намека не только на раму и проч., но даже на понятие отверстия. В слове есть, следовательно, два содержания: одно, которое мы выше называли объективным, а теперь можем назвать ближай­ шим этимологическим значением слова, всегда заключает в себе только один признак; другое — субъективное содержание, в котором признаков может быть множество. Первое есть знак, символ, заменяющий для нас второе. Можно убедиться на опыте, что, произнося в разговоре слово с ясным этимологическим значением, мы обыкновенно не имеем в мысли ничего, кроме этого значения: облако, положим, для нас только «покрыва­ ющее». Первое содержание слова есть та форма, в которой нашему созна­ нию представляется содержание мысли. Поэтому, если исключить второе, субъективное и, как увидим сейчас, единственное содержание, то в слове остается только звук, то есть внешняя форма и этимологическое значение, которое тоже есть форма, но только внутренняя. Внутренняя форма сло­ ва есть отношение содержания мысли к сознанию; она показывает, как пред­ ставляется человеку его собственная мысль. Этим только можно объяс­ нить, почему в одном и том же языке может быть много слов для обозначения одного и того же предмета и, наоборот, одно слово, совер­ шенно согласно с требованиями языка, может обозначать предметы раз­ нородные. Так, мысль о туче представлялась народу под формою одного из своих признаков, именно того, что она вбирает в себя воду или изливает

 

из себя, откуда слово туча (корень ту, пить и лить). Поэтому польский язык имел возможность тем же словом tkcza (где тот же корень, только с усилением) назвать радугу, которая, по народному представлению, вбира­ ет в себя воду из криницы. Приблизительно так обозначена радуга и в слове радуга (корень дуг, доить, то есть пить и напоять, тот же, что в слове дождь); но в малорусском слове веселка она названа светящеюся (корень вас, све­ тить, откуда весна и веселый), а еще несколько иначе в малорусском же красна панг.

 

X. ПОЭЗИЯ. ПРОЗА. СГУЩЕНИЕ МЫСЛИ

 

Символизм языка, по-видимому, может быть назван его поэтично­ стью; наоборот, забвение внутренней формы кажется нам прозаичностью слова. Если это сравнение верно, то вопрос об изменении внутренней фор­ мы слова оказывается тождественным с вопросом об отношении языка к поэзии и прозе, то есть к литературной форме вообще. Поэзия есть одно из искусств, а потому связь ее со словом должна указывать на общие стороны языка и искусства. Чтобы найти эти стороны, начнем с отождествления моментов слова и произведения искусства. Может быть, само по себе это


 

433


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

сходство моментов не говорит еще ничего, но оно по крайней мере облегча­ ет дальнейшие выводы.

 

слове мы различаем внешнюю форму, то есть членораздельный звук, содержание, объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму, илиближайшее этимологическое значение слова, тот способ, каким выражается содержание. При некотором внимании нет возможности смешать содержа­ ние с внутреннею формою. Например, различное содержание, мыслимое при словах жалованье, аппиит, pensio, gage, представляет много общего и может быть подведено под одно понятие — платы; но нет сходства в том, как изобра­ жается это содержание в упомянутых условиях: аппиит — то, что отпускает­ ся на год, pensio — то, что отвешивается, gage (по Дицу, слово германского происхождения) первоначально — залог, ручательство, вознаграждение и проч., вообще результат взаимных обязательств, тогда как жалованье — дей­ ствие любви (ср. синонимические слова миловатьжаловать, из коих по­ следнее и теперь еще местами значит любить, подарок), но никак не законное вознаграждение, не «legitimum vadium », не следствие договора двух лиц.


Дата добавления: 2021-03-18; просмотров: 66; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!